Трудовая инспекция внеплановая проверка

Автор: | 03.05.2019

Энциклопедия решений ГАРАНТ. Истребование трудовой инспекцией документов и информации
Перед началом проведения каждой проверки одновременно с копией распоряжения о проведении проверки работодателю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) направляется запрос с требованием представить трудовому инспектору необходимые для проведения проверки документы. Запрос направляется любым доступным способом, подтверждающим получение его работодателем (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.д.).
При документарной проверке истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). При проведении выездной проверки работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абз. третий части первой ст. 357 ТК РФ).
Трудовая инспекция не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Регламента N 354н).
В частности, если предметом проверки является исполнение работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания, то инспектор вправе требовать только сведения и документы, подтверждающие выполнение данного предписания (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Когда же проверка проводится по обращению одного работника о нарушении его трудовых прав, то инспектор труда вправе требовать документы и информацию в отношении только этого работника. Однако бывают случаи, когда работник просит не сообщать работодателю об источнике жалобы (часть вторая ст. 358 ТК РФ) либо проверка проводится по обращению гражданина, который никогда не являлся работником проверяемого работодателя. В таких случаях в целях соблюдения конфиденциальности, а также для установления факта отсутствия трудовых отношений между заявителем и проверяемым работодателем инспектор запрашивает и исследует документы по всем работникам.
При проведении проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), а также требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Также при проведении трудовой инспекцией плановой проверки в любой форме (документарной или выездной) не предусмотрена обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов), поскольку несмотря на применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства, Положение N 875 такое требование не содержит (ч.ч. 11.1 и 11.2 ст. 9, ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
Перед представлением документов в трудовую инспекцию
работодатель может предварительно самостоятельно проверить
сведения, содержащиеся в кадровых документах, на предмет
соответствия требованиям трудового законодательства с помощью
электронного сервиса Роструда «Электронный инспектор» на сайте
онлайнинспекция.рф
При проведении документарной проверки максимальный срок, в течение которого работодатель обязан представить указанные в запросе документы и письменную информацию, — 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В рамках проведения выездной проверки законодательство не устанавливает срок, который дается работодателю для предоставления инспектору запрашиваемых документов и информации. Этот срок зависит от объема истребуемых документов и не может превышать максимального срока предоставления документов, установленного для документарной проверки, — 10 рабочих дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 КоАП РФ.
В отличие от налоговых проверок, в отношении трудовых
проверок законодательство не устанавливает ограничений по
временному периоду, за который инспекторы могут проверить
документы работодателя. Поэтому трудовые инспекторы вправе
запросить необходимые для проведения проверки документы за любой
период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.
Вместе с тем, запрашивая документы, инспектор труда должен учитывать сроки хранения работодателем кадровых документов, которые предусмотрены разделом 7 «Трудовые отношения» и разделом 8 «Кадровое обеспечение» Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее — Перечень). Так, для каждого вида документов предусмотрен свой срок хранения: личные дела, трудовые договоры и личные карточки работников должны храниться в течение 75 лет (п.п. 656-658 Перечня). А приказы о дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках, краткосрочных командировках, расчетные документы на выдачу заработной платы (при условии проведения проверки (ревизии)) и табели учета рабочего времени хранятся в течение 5 лет (п.п. 19, 412, 586 Перечня).
В случае невозможности предоставления каких-либо документов из списка запрашиваемых, в том числе по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения, работодателю необходимо представить инспектору письменные пояснения с указанием причин их отсутствия. Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.
Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

По каким основаниям осуществляются проверки?

Статья 360 ТК РФ оговаривает перечень оснований, по которым проводятся проверки работодателя со стороны Трудовой инспекции. К одному из оснований относится жалоба со стороны работников в случае нарушения работодателем их прав и интересов.

Специальные основания к проведению внеплановых проверок:

  • истечение срока предписания, выданного инспектором о ликвидации нарушений со стороны работодателя;
  • жалоба о возможной угрозе жизни гражданина;
  • сообщение от работника о нарушении его трудовых прав;
  • приказ о проведении внеплановых мероприятий со стороны органов исполнительной власти.

Во время проведения проверочного мероприятия внепланового характера по жалобе, поступившей от работника, инспекторы проверяют только обстоятельства, относящиеся непосредственно к предмету заявления.

Могут быть проверены:

  • трудовые соглашения в форме документа, их наличие;
  • правила, в которых указан внутренний распорядок;
  • нормативные акты локального характера и расписание (штатное);
  • книга учета трудовых книжек и т.д.

Инспектор осуществляет проверку на основании приказа руководителя подразделения Трудовой инспекции. С приказа снимается копия, которая отдается под роспись руководителю компании или частному предпринимателю. Инспектор не имеет права проверять компанию в их отсутствие, кроме того, по требованию обязан предоставить:

  • необходимые данные об органах и должностных лицах, которые проверяют компанию;
  • ознакомить работодателя с регламентом проверки и порядком ее проведения.

Результат проверки

По итогам проверочных мероприятий инспекторами составляется акт. Он должен быть создан в двух экземплярах. Один экземпляр отдается работодателю совместно с вложениями под роспись. Второй экземпляр забирают себе инспекторы. В содержании акта находят отражение нарушения со стороны работодателя, выявленные в ходе проверочных мероприятий. Инспекторы предъявляют компании требования по их незамедлительному устранению. В качестве приложений, которые прикладываются к акту, могут служить:

  • протоколы, свидетельствующие о проведении экспертиз;
  • объяснения сотрудников компании;
  • иные акты.

Если проверка покажет вину работодателя и должностных лиц, их могут привлечь к ответственности, наступающей по КоАП. В этом случае инспектором выносится постановление. Этот акт может быть обжалован работодателем в судебном порядке. В случае оспаривания итогов проверочных мероприятий, компания в течение 15 дней обязана адресовать в Трудовую инспекцию свои возражения, зафиксированные в форме письменного документа и касающиеся проведенной проверки.

Внеплановая проверка Государственной инспекции труда

Статьей 357 Трудового кодекс РФ (далее — ТК РФ) установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако делать они это могут лишь в строго установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядке.

Предметом внеплановой проверки Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) является как соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, так и выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан,

вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. Поступление в Государственную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Важно помнить, что Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) устанавливает запрет на проведение внеплановой проверки, если обращение и заявление не позволяет установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).

Внимание

Проводить проверку по анонимному обращению инспектор ГИТ не вправе.

Между тем анонимные обращения нужно отличать от конфиденциальных обращений, то есть от обращений, в которых работник указал фамилию, имя, отчество, но при проведении проверки просит их не разглашать, иначе говоря, просит соблюсти конфиденциальность. В этом случае инспектор его фамилию назвать не вправе. В целях соблюдения требования о конфиденциальности проверяющий может попросить документы не только по заявителю, но и по другим работникам, чтобы, так сказать, «не догадались, кто подал жалобу». Это требование установлено и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно п. 2 ст. 6 которого при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Продублировано это требование и в ст. 358 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Таким образом, в случае если гражданин в своем обращении в ГИТ требует соблюдения конфиденциальность при проведении проверки по его заявлению, инспектор обязан будет провести ее так, чтобы работодатель не догадался о личности заявителя. Это может достигаться, в частности, тем, что проверять будут документы по всему структурному подразделению, а при необходимости – по всей организации. И хорошо, если в заявлении поднимается один–два вопроса (невыплата заработной платы, неправомерное наложение дисциплинарного взыскания), однако случается так, что заявитель перечисляет в заявлении практически все возможные нарушения трудового законодательства. Это будет означать, что в организацию придет запрос на предоставление документов и информации на нескольких листах с требованием предоставить едва ли не всю кадровую и бухгалтерскую документацию, связанную с трудовой деятельностью всех работников. А если учесть, что срок давности обращения в инспекцию законом не установлен (т.е. заявитель может потребовать провести проверку правильности начисления заработной платы за 2-3, а то и более лет), картина становится совершенно неутешительной.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки с предъявлением к ней требований, установленных для каждой из этих двух проверок.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена при причинении (возникновении угрозы причинения) вреда жизни, здоровью работника, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (угрозы) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органами государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

В ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрены случаи, когда внеплановая выездная проверка может проводиться незамедлительно. К таковым, в частности относится причинение вреда жизни, здоровью граждан. В этом случае инспектор ГИТ извещает органы прокуратуры о проведении соответствующим мероприятий. Прокурор или его заместитель, в свою очередь, принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Внимание

По общему правилу о проведение выездной внеплановой проверки, работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав или о проведении проверки условий охраны труда на его рабочем месте (если это связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью работника или угрозой такого причинения), не требуется.

Вполне очевидно, что быстро устранить имеющиеся нарушения в данном случае едва ли возможно. Таким образом, строгое соблюдение требований трудового законодательства с самого начала деятельности организации – самый эффективный способ избежать предписания и штрафа.

Общие положения

Проверки трудовой инспекции делятся на несколько видов:

  1. Документарные. При таких проверках инспектор не посещает организацию, проверяются только документы, которые рассматриваются на территории ГИТ.
  2. Выездные. В этом случае проверяющий посещает организацию лично, при этом он может не только затребовать документы, но и опросить сотрудников, проверить их рабочие места.
  3. Внеплановые. Такие проверки не имеют определенной периодичности, и инициируются по мере необходимости;
  4. Плановые. Проводятся через определенный промежуток времени, по графику.
  5. Предварительные. Данный вид проверок похож на расследование. Проводятся они в случаях, если в ГИТ поступил сигнал о несоблюдении трудовых прав, но у инспекторов недостаточно оснований для инициирования внеплановой проверки. При такой проверке инспектор вправе сделать опрос сотрудников, попросить пояснений от работодателя, но предоставление любых сведений носит чисто добровольный характер и не является обязанностью.

Ревизионные мероприятия, проводимые в рамках проверки трудовой инспекции, часто становятся предметом споров. Прочитав этот материал, вы точно будете знать, что делать.

Особенности таких проверок

Под внеплановую проверку от ГИТ может «попасть» любая фирма, независимо от регистрационной формы. Внеплановые проверки делятся на несколько типов, в зависимости от оснований и целей их проведения:

  1. Целевая. Самый распространенный тип, инициируется по заявлениям трудящихся.
  2. Комплексная. Всесторонне инспектируется деятельность организации в части соблюдения норм трудового права. То есть проверяется и соблюдение прав, и правильность ведения кадрового учета и документации, и соблюдение безопасности на рабочих местах.
  3. Документарная. Чаще всего проходит на территории трудовой инспекции, проверяются только документы. Если нет возможности запросить какие-либо сведения от сторонних госорганов, то их должен предоставить работодатель.
  4. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если просмотра одних документов недостаточно.
  5. Тематическая. Проводится, по тем же основаниям, что и целевая, но при этом не афишируется имя работника, подавшего жалобу. В таких случаях вместо рассмотрения конкретного факта нарушения, проверяется соблюдение какой-либо нормы закона в целом.

Для подготовки к проверке у работодателя есть 24 часа. Хоть проверка и внеплановая, но инспектор обязан предупредить о своем визите по почте, лично или посредством факсимильной связи.

Однако, редко, но и без предупреждения может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях инспектор не должен предупреждать о своем визите? В случаях, если обращение связано с прямой угрозой жизни и здоровью работника, инспектор выезжает на место проверки в кратчайшие сроки без предупреждения администрации учреждения.

Закрытые организации могут узнать о проверке раньше, чем за сутки, так как для посещения инспектором такого предприятия необходимо будет согласование и пропуск.

Любой результат проверки, если работодатель с ним не согласен, может быть обжалован. Для начала, при подписании акта нужно в письменном виде указать на несогласие, далее обратиться в вышестоящие органы или в суд.

Основания для проведения

Статья № 360 ТК РФ и иные законодательные акты по трудовому праву четко определяют основания для внеплановой проверки трудовой инспекции, среди которых:

  • Сведения о задержке или невыплате зарплаты;
  • Сведения об оплате труда ниже мрот;
  • Проверка из-за неисполнения ранее выданных рекомендаций на устранение нарушений;
  • Проверка по заявлениям работников о нарушении норм трудового законодательства;
  • В организации был несчастный случай или поступили сведения о несоблюдении норм по охране труда;
  • Информация от органов власти, СМИ или граждан о нарушениях прав трудящихся;
  • Инициатива руководителя ГИТ на проведение проверки по требованию Президента, Правительства или прокуратуры.

Обратиться с жалобой на компанию, где нарушают права трудящихся, может любой гражданин, даже если он не является сотрудником данной организации.

Для подачи заявления в ГИТ необязательно посещать организацию лично. Заявление можно оформить через специальный онлайн-сервис на сайте Роструда.

Если заявление было отправлено анонимно, то для основания проведения внеплановой проверки трудовой инспекции будут недостаточными. Однако работник имеет право подать заявление не анонимно, но указать, что он не хочет, чтобы работодатель узнал, кто обратился в инспекцию с жалобой (ТК РФ ст. №358).

Что проверяют?

При внеплановой проверке, если она не является комплексной, инспектируются те нормы законодательства, по которым были подозрения на нарушения. Инспектор может истребовать и изучить только документы, или же лично оценить обстановку, качество оборудования и условия труда работников. В зависимости от причины и цели инспектирования, могут проверяться следующие документы:

  • Трудовые книжки и договоры с работниками;
  • Ведомости по зарплате;
  • Графики отпусков и больничные листы;
  • Документы о квалификации рабочих;
  • Кадровые приказы;
  • Учредительные документы компании;
  • Положения по заработной плате и премировании;
  • Инструктажи;
  • Документы по оценке рабочих мест;
  • Журналы учетов;
  • Справки о прохождении работниками медосмотров.

Моменты, на которые проверяющие особо обращают внимание:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха, отпуска для рабочих. Помимо выходных дней, каждый работник имеет право на отпуск. Если такового не было более 2 лет, это будет засчитано как нарушение.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Заработная плата трудящимся должна выдаваться 2 раза в месяц и отображаться в платежных документах. Если зарплата выдается реже, или график платежей не отображен в положении об оплате, это будет считаться нарушением.
  3. Соблюдение норм по охране труда. За соблюдением данного пункта должен отвечать специалист, в обязанности которого входит чтение инструктажей и ведение журнала учета.
  4. Документы по аттестации рабочих. Если деятельность компании требует наличие аттестованных рабочих, то необходимо вести учет аттестаций и оформлять результаты по определенным правилам.

Документы инспектор может запросить лично при посещении организации, или же обязать отправить заверенные руководителем копии документов. Кроме почтовой отправки, документы можно передать в ГИТ лично или в электронной форме, согласно установленным нормам законодательства.

Полный перечень документов для проверки трудовой инспекции содержится в этой статье.

Результаты

В зависимости от выявленных нарушений, по результатам инспектирования сотрудник ГИТ может выдать следующие виды документов:

  • Акт;
  • Предписание об устранении нарушений;
  • Постановление на административное наказание;
  • Протокол об административном наказании.

Акт проверки выдается в том случае, если нарушения выявились незначительные или вообще отсутствуют. Составляется данный документ в двух экземплярах, один из которых выдается руководителю проверяемого учреждения (его уполномоченному лицу), другой остается у инспектора.

Предписание пишется, если были выявлены нарушения. Его пишут на основании акта. В нем указываются конкретные нарушения и сроки на их устранение.

В предписании все перечисленные нарушения должны сопровождаться ссылками на нормы закона, которые были нарушены.

Протокол об административном нарушении выписывается тогда, когда есть достаточные основания для возбуждения дела. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен быть выписан сразу или в течение 2 суток (время для выяснения всех обстоятельств).

Постановление на административное наказание пишется на основании протокола после рассмотрения всех обстоятельств дела, но не позднее года после совершения нарушения.

В случае выявления нарушений, могут быть следующие исходы:

  • Пишется предписание;
  • Выписывается штраф;
  • Приостанавливается деятельность организации;
  • Принудительно увольняются сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности;
  • Материалы проверки направляются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Однако при проведении проверки инспекторы могут превысить свои полномочия или вынести ошибочное решение. Если работодатель не согласен с результатами инспектирования, у него есть право их оспорить.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац шестой утратил силу;

См. текст абзаца шестого статьи 356

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

См. текст абзаца седьмого статьи 356

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзац одиннадцатый утратил силу;

См. текст абзаца одиннадцатого статьи 356

абзац двенадцатый утратил силу;

См. текст абзаца двенадцатого статьи 356

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

См. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 3 сентября 2014 г. N 603н

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 7 ноября 2011 г. N 1325н

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК, также как и деятельность всей системы инспекций.

О том, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке читайте .

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации;
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие);
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм;
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф);
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания инспекции.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? Подробности по ссылке https://otdelkadrov.online/4023-osobennosti-plan-proverok-trudovoi-inspektsii

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

При совершении проверки инспекторы имеют право выполнять определенные действия, регламентированные нормативными актами трудового законодательства. Это Федеральные Законы №90-ФЗ от 20.06.2006 года, №242 от 18.07.2011 года, №421 от 28.12.2013 года, №206 от 24.07.2009 года, №157 от 22.07.2008 года.
Сотрудники инспекции наделены определенными полномочиями и вправе выполнять следующее:

Справка Функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с нормами трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд располагает территориальными органами для более оперативной обработки обращений граждан. Это уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Сейчас Федеральной службы по труду и занятости располагает 82 государственными инспекциями труда.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
  • устраивать ревизионные проверки в любое время;
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы:
    • учредительный пакет документов,
    • коллективный договор,
    • штатное расписание,
    • табели (журналы) учета рабочего времени,
    • зарплатные ведомости,
    • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
    • документы по охране труда;
  • осуществлять надзор за расследованием причин произошедших несчастных случаев на производстве или же выяснять обстоятельства происшествий самостоятельно;
  • анализировать причины травм на производстве и разрабатывать меры их профилактики;
  • вести контроль за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию при несчастных случаях на производстве или в связи с нетрудоспособностью за счет денежных средств работодателя;
  • проводить правовое информирование работников об их трудовых правах;
  • проверять жалобы граждан на несоблюдение трудовых прав работодателем, выявлять допущенные нарушения и принимать меры по их устранению;
  • инициировать государственную экспертизу условий труда с целью предоставления работникам компенсаций за вредные условия производства;
  • в случае необходимости, проверяющие вправе приостанавливать деятельность организации в целом или некоторых ее подразделений;
  • отстранять от трудовой деятельности сотрудников, нарушивших трудовое законодательство;
  • отстранять от работы граждан, не имеющих знаний по соблюдению норм безопасности на производстве;
  • выписывать руководству компании административные штрафы;
  • при необходимости – отправлять необходимую информацию в органы власти, прокуратуру, судебные инстанции.

О том, как пожаловаться в трудовую инспекцию анонимно больше информации .

Подробно про проверки госинспекции труда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *