Учет металлолома в бухгалтерии

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Как принять на учет черный металлолом, чтобы правильно его потом продать?

Прежде всего, порядок учета лома и отходов черных металлов (далее по тексту – металлолом) зависит от того, чей металлолом будет потом продаваться:

— если купленный на стороне, то он учитывается сразу на счете 41 «Товары», поскольку главная цель покупки металлолома – его последующая перепродажа:

Д41 «Товары» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на покупную стоимость лома (без НДС);

— если оставшийся в результате разборки оборудования, автомобилей и прочих основных активов, и не пригодный для внутренних целей, то такой металлолом учитывается тоже на счете 41, и выглядеть это будет следующим образом:

Д41 К91 «Прочие доходы и расходы», «Прочие доходы» — отражено поступление металлического лома после демонтажа металлических конструкций или разборки актива по рыночной оценке.

Однако чтобы выяснить, насколько не востребован для внутренних целей полученный материал, необходимо время. А что же делать с этим материалом, пока идет оценка направления его использования? Именно поэтому следует сначала оформить другую проводку без применения 41 счета:

Д10 «Материалы», «Прочие материалы» К91 – учтен металлолом по рыночной цене, действующей на момент оприходования материала.

И только после того, как выявлена возможность или, наоборот, невозможность использования лома металлов в собственном производстве, строится вся последующая бухгалтерия в металлоломе. В частности, если металлические отходы не подходят для внутренних целей, то тогда их можно продать:

Д41 К10, субсчет «Прочие материалы» — металлолом предназначен для продажи.

Кстати, можно и не делать этой проводки, оставляя металлолом сразу на 10 счете.

А если все же металлолом можно использовать в производстве, тогда в учете ставят:

Д20 «Основное производство» К10, «Прочие материалы» — отражен отпуск металлолома в производство.

А как будет выглядеть продажа металлолома?

Как отражается в учете продажа металлолома?

Реализация металлического лома не облагается НДС, если:

— у компании-продавца есть лицензия на продажу металлолома;

— компания-продавец реализует лом и отходы, полученные в процессе собственного производства.

И тогда бухгалтерские проводки на сдачу металлолома будут следующие:

— если продается свой металлолом (не купленный!):

Д 62 «Расчеты с покупателями и с заказчиками» К 91 — на цену продажи (без НДС),

Д 91 К 41 (К 10) – на фактическую стоимость металлолома.

Использование 91 счета в этом случае обозначает, что продажа металлолома не является основным видом деятельности компании;

— если происходит реализация металлолома — основной деятельности предприятия:

Д 62 К 90 «Продажи» — на цену продажи (без НДС),

Д 90 К 41 – на фактическую стоимость металлолома.

И в том, и в другом случае, НДС не выделяется и не отражается.

Но если металлический лом по своей характеристике и качествам не относится к лому и отходам черных и цветных металлов, то в данном случае НДС должен платиться. Для того чтобы правильно идентифицировать металлом, потребуется помощь нормативных документов, в частности, закона «Об отходах производства и потребления». В этом законе четко сказано, что именно к лому и отходам из черного и цветного металла относятся изделия, которые:

— потеряли потребительские качества;

— или пришли в непригодность;

— или составляют отходы, полученные в процессе производства продукции из цветного или черного металла;

— либо являются браком, полученным при производстве и не подлежащим исправлению.

Если только лом или отходы не отвечают одной из характеристик, то их реализация облагается НДС!

Однако, как быть, если все-таки реализация металлических отходов облагается НДС? Тогда бухгалтерский учет сдачи металлолома будет содержать дополнительную проводку на сумму налога:

— если продается свой металлолом:

К91 Д68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС;

— если реализуется приобретенный металлолом:

Д90 К68 – на величину налога.

Но учет реализации металлолома состоит не только из правильно оформленных проводок: не стоит забывать и про документы, какие необходимо составить, чтобы на их основании отразить все учетные операции.

Какие нужны документы в учете лома и отходов

При покупке металлического лома со стороны и при принятии его в качестве товара:

  • закупочный акт, разработанный самостоятельно фирмой, если покупка производится у физических лиц (кроме предпринимателей);
  • накладная от организаций и предпринимателей – унифицированной (ТОРГ-12) или самостоятельно разработанной формы;
  • счет-фактура, если продавец выделяет НДС.

Если купленный металлолом принимается в качестве материалов, то дополнительно к вышеуказанным документам оформляется:

  • ордер приходный (М4) – оформляется в случае, если приемка лома производится без претензий к продавцу;
  • акт на прием материалов (М7) – если к продавцу есть претензии по качеству и количеству.

Бухгалтерский учет предприятия сдачи лома черных металлов из внутренних источников будет опираться на следующие документы:

  • приходный ордер М4, если при приеме нет никаких претензий;
  • акт приемки материалов М7, если обнаружены расхождения по объему и качеству;
  • накладная-требование М11 – для оформления сдачи брака и отходов;
  • акт М35 – оформляет поступление материалов от разборки или демонтажа зданий;
  • акт списания транспорта ОС4а – в нем есть раздел, где можно отразить принятие материалов, оставшихся от списания авто. Этот же раздел есть в акте на списание основных активов (исключая транспорт) (или группы основных активов) ОС4 (ОС4б).

Сдача лома черных металлов, бухгалтерский учет которого:

  • отражается проводками реализации на сторону, оформляется накладной формой собственной разработки или унифицированной ТОРГ-12;
  • отражается операциями по перемещению в производство – накладная М11 или М15 (в зависимости от того, кто будет перерабатывать данный лом, — свой цех или на стороне).

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях упорядочения деятельности подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию об организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1).

1.2. Отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям (Приложение N 2).

1.3. Отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям (Приложение N 3).

1.4. Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов (Приложение N 4).

1.5. Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов (Приложение N 5).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, начальникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России <1>, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, командующим войсками региональных командований внутренних войск, начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений внутренних войск МВД России <2> в месячный срок с момента поступления настоящего приказа:

2.1. Организовать в подчиненных подразделениях изучение Инструкции, утвержденной настоящим Приказом, сотрудниками и военнослужащими, осуществляющими сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов, с последующим принятием зачетов.

2.2. Оборудовать площадки (склады) хранения лома и отходов цветных и (или) черных металлов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

2.3. Осуществлять размещение заказов и заключение государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Представлять по состоянию на 1 июля и 1 декабря текущего года соответствующим ОУМТС МВД России (региональным командованиям внутренних войск МВД России) отчетность о сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их заготовку, переработку и реализацию.

<1> Далее — «ОУМТС МВД России».

<2> Далее — «подразделения».

3. Департаменту по материально-техническому и медицинскому обеспечению МИД России (С.А. Сергееву) и начальникам ОУМТС МВД России обеспечить контроль за организацией в подразделениях системы МВД России работы по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 20 апреля 2009 г. N 300

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция по организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> определяет порядок сбора, хранения, учета и сдачи пришедших в негодность или утративших свои потребительские свойства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходов, образовавшихся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимого брака, возникшего в процессе производства указанных изделий, в подразделениях центрального аппарата МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, в войсках регионального командования внутренних войск, военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соединениях, воинских частях и учреждениях внутренних войск МВД России <2>.

<1> Далее — «Инструкция».

<2> Далее — «подразделения».

2. Подразделения системы МВД России обязаны обеспечивать сбор, учет, хранение и своевременную сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов от всех источников их образования, а также соблюдать установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.

3. Руководитель подразделения системы МВД России:

несет персональную ответственность за организацию сбора, учета, хранения и своевременной сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их заготовку, переработку и реализацию, из числа имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на указанные виды деятельности <1>;

назначает своим приказом сотрудников, военнослужащих (материально ответственных лиц), которые осуществляют работу по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия в подразделении, в количестве, позволяющем обеспечить ее полноту и своевременность.

<1> Далее — «перерабатывающие предприятия».

В целях общего руководства организацией во внутренних войсках МВД России работы по обеспечению сбора, учета и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия ГКВВ МВД России своим приказом определяет ответственных должностных лиц.

Ответственность за ведение бухгалтерского учета сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия несет руководитель финансового подразделения (главный бухгалтер) подразделения системы МВД России.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Сбор, учет, хранение и сдача лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы и кинофоторентгеноматериалы, проводятся в подразделениях системы МВД России в соответствии с требованиями Инструкции о порядке организации работы в подразделениях МВД России по учету, хранению изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, сбору, учету, хранению и сдаче в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации этих металлов в виде лома и отходов <2>.

<2> Утверждена Приказом МВД России от 20 августа 1998 г. N 504.

5. Контроль за организацией в подразделениях системы МВД России работы по обеспечению сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия осуществляют довольствующие окружные управления материально-технического снабжения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации <3>.

<3> Далее — «ОУМТС МВД России».

Подразделения системы МВД России <4> представляют дважды в год (по состоянию на 1 июля и 1 декабря текущего года) в довольствующие ОУМТС МВД России отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям (Приложение N 2 к настоящему Приказу) <1> и отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям (приложение N 3 к настоящему Приказу) <2>.

<4> За исключением подразделений внутренних войск МВД России.

<1> Далее — «отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям».

<2> Далее — «отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям».

Подразделения внутренних войск МВД России представляют в те же сроки отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям и отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям в соответствующие региональные командования внутренних войск МВД России, которые их обобщают и в десятидневный срок представляют в довольствующие ОУМТС МВД России и в ГКВВ МВД России.

6. Довольствующие ОУМТС МВД России анализируют, обобщают представленную подразделениями системы МВД России информацию и до 25 числа отчетного месяца направляют ее в Управление организации материально-технического обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации <3>.

<3> Далее — «УОМТО ДТ МВД России».

II. Сбор лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

7. Подразделения системы МВД России проводят сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия на постоянной основе.

8. Пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия, изготовленные из цветных и (или) черных металлов и их сплавов или имеющие в составе части изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, подлежат в установленном порядке списанию.

Наличие лома и отходов цветных и (или) черных металлов, полученных от ликвидации, разборки или иного выбытия основных средств, отражается в актах о списании материальных ценностей, оформляемых по утвержденным формам и требованиям по составлению <4>:

N ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств» (кроме автотранспортных средств);

N ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

N ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств» (кроме автотранспортных средств).

<4> Утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» («Финансовая газета», 2003 г., N 11).

Лом и отходы цветных и (или) черных металлов, полученные от разборки или демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, согласно форме N М-35 <1>.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных предметов, работ в капитальном строительстве» («Налоговый вестник», 1998 г., N 2).

9. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов, образующиеся по итогам производственных процессов в подразделении системы МВД России, принимаются на склад данного подразделения по требованию-накладной согласно форме N М-11 <2> без составления акта о списании материальных ценностей.

<2> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.

10. Прием лома и отходов цветных и (или) черных металлов на склад подразделения производится приемной комиссией в составе не менее трех сотрудников, военнослужащих, назначаемой приказом руководителя подразделения.

III. Учет лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

11. Основанием для приема лома и отходов цветных и (или) черных металлов на склад от подчиненных подразделений является требование-накладная, составленная согласно форме N М-11 <3>, и акт о списании материальных ценностей, утвержденный руководителем подразделения и скрепленный гербовой печатью.

<3> Далее — «требование-накладная».

12. Требование-накладная, акт списания материальных ценностей <4> и акт о приеме регистрируются сотрудником, военнослужащим (материально ответственным лицом), назначенным приказом подразделения ответственным в подразделении за сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия, в журнале учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов (Приложение N 4 к настоящему Приказу) <5> и журнале учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов (Приложение N 5 к настоящему Приказу) <6>.

<4> Приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2009 г. N 13309).

<5> Далее — «журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов».

<6> Далее — «журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов».

13. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов складируются по каждому виду в отдельности и обозначаются ярлыком с порядковым номером записи в журнале учета поступления лома и отходов цветных металлов и журнале учета поступления лома и отходов черных металлов.

14. Сбор лома и отходов цветных и (или) черных металлов от подчиненных подразделений осуществляется на специально выделенных площадках, оборудованных в соответствии с требованиями Правил безопасности при подготовке лома и отходов черных и цветных металлов для переплава <1> и обеспечивающих их сохранность.

<1> Утверждены Постановлением Гостехнадзора России от 24 апреля 2003 г. N 17 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 мая 2003 г. N 4573).

IV. Хранение лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

15. Хранение лома и отходов цветных и черных металлов осуществляется в соответствии с правилами техники безопасности, промсанитарии и противопожарных требований.

Складирование на специально выделенных площадках лома и отходов цветных и (или) черных металлов должно осуществляться раздельно друг от друга и обеспечивать сохранность их количества и качества, возможность беспрепятственного осмотра и погрузки сырья, а также организацию учета и возможность проведения проверок.

Собранные лом и отходы цветных и (или) черных металлов не должны смешиваться, загрязняться мусором и примесями, мешающими переплавке.

16. В местах хранения лома и отходов цветных и (или) черных металлов должна находиться доска документации, на которой размещаются:

16.1. Выписка из приказа руководителя подразделения о допуске лиц к работам на складе.

16.2. Инструкция по технике безопасности, промсанитарии и мерам пожарной безопасности.

16.3. Образцы учетных и приходно-расходных документов и формы их заполнения.

16.4. Опись внутреннего оборудования, инвентаря и инструментов.

V. Сдача лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия

17. Отчуждение лома и отходов цветных и (или) черных металлов осуществляется на основании договора купли-продажи, заключенного между подразделением и перерабатывающим предприятием.

18. При сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия материально ответственное лицо заносит в журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов и журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов дату и номер договора купли-продажи, заключенного между подразделением и перерабатывающим предприятием, дату и номер накладной, выписанной в двух экземплярах (один экземпляр получателю, другой — отправителю).

19. Сдача лома и отходов цветных и (или) черных металлов на предприятия осуществляется с обязательным составлением на каждую партию приемосдаточного акта на лом и отходы цветных металлов по утвержденной форме <1> и приемосдаточного акта на лом и отходы черных металлов по утвержденной форме <2>.

<1> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» (Собрание законодательства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 21, ст. 2084).

<2> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» (Собрание законодательства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 21, ст. 2083).

Приемосдаточные акты на лом и отходы цветных и (или) черных металлов составляются в двух экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных и (или) черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего их прием).

VI. Порядок расчетов за реализованные лом и отходы цветных и (или) черных металлов

20. Оплата подразделениям системы МВД России за сданные лом и отходы цветных и (или) черных металлов производится в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

21. Денежные средства, полученные за сданные лом и отходы цветных и (или) черных металлов, зачисляются на лицевые счета по учету средств (раздельно по бюджетам), полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке подразделениями в территориальных органах Федерального казначейства. Указанные средства после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежат перечислению на лицевой счет МВД России по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, для их последующего перечисления в доход федерального или местного бюджетов.

Приложение N 2
к Приказу МВД России
от 20 апреля 2009 г. N 300

Отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям

—-+——————+———-+————-+—————+———— ¦ N ¦Наименование лома ¦Количество¦ Цена ¦ Сумма ¦Примечание¦ ¦п/п¦и отходов цветных ¦ (тонн) ¦(тысяч рублей¦(тысяч рублей)¦ ¦ ¦ ¦ металлов ¦ ¦ за тонну) ¦ ¦ ¦ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ —-+——————+———-+————-+—————+————

Приложение N 3
к Приказу МВД России
от 20 апреля 2009 г. N 300

Отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям

—-+——————+———-+————-+—————+———— ¦ N ¦Наименование лома ¦Количество¦ Цена ¦ Сумма ¦Примечание¦ ¦п/п¦ и отходов черных ¦ (тонн) ¦(тысяч рублей¦(тысяч рублей)¦ ¦ ¦ ¦ металлов ¦ ¦ за тонну) ¦ ¦ ¦ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ +—+——————+———-+————-+—————+———-+ —-+——————+———-+————-+—————+————

Приложение N 4
к Приказу МВД России
от 20 апреля 2009 г. N 300

Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов

—-+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+—————+———+———— ¦ N ¦Дата ¦От ¦Номер ¦Наименование¦Вес лома и¦Подпись ¦Подпись ¦ Дата ¦Номер прие-¦Кому ¦Наимено-¦Вес лома ¦Номер ¦ ¦п/п¦поступ-¦кого ¦акта о¦лома и отхо-¦ отходов ¦материально ¦материально ¦отгрузки¦мосдаточно-¦сдано¦вание ¦и отходов¦транспорт-¦ ¦ ¦ления ¦посту-¦списа-¦дов цветных ¦ цветных ¦ответствен- ¦ответствен- ¦ ¦го акта ¦ ¦лома и ¦ цветных ¦ного доку-¦ ¦ ¦ ¦пило ¦нии ¦металлов ¦ металлов,¦ного лица, ¦ного лица, ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦металлов ¦мента (но-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нетто/тонн¦сдавшего лом¦принявшего ¦ ¦ ¦ ¦цветных ¦ (тонн) ¦мер дого- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и отходы ¦лом и отходы¦ ¦ ¦ ¦металлов¦ ¦вора куп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цветных ¦цветных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли-прода- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлов ¦металлов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жи) ¦ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ —-+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+————

Приложение N 5
к Приказу МВД России
от 20 апреля 2009 г. N 300

Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов

—-+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+—————+———+———— ¦ N ¦Дата ¦От ¦Номер ¦Наименование¦Вес лома и¦Подпись ¦Подпись ¦ Дата ¦Номер прие-¦Кому ¦Наимено-¦Вес лома ¦Номер ¦ ¦п/п¦поступ-¦кого ¦акта о¦лома и отхо-¦ отходов ¦материально ¦материально ¦отгрузки¦мосдаточно-¦сдано¦вание ¦и отходов¦транспорт-¦ ¦ ¦ления ¦посту-¦списа-¦дов черных ¦ черных ¦ответствен- ¦ответствен- ¦ ¦го акта ¦ ¦лома и ¦ черных ¦ного доку-¦ ¦ ¦ ¦пило ¦нии ¦металлов ¦ металлов,¦ного лица, ¦ного лица, ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦металлов ¦мента (но-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нетто/тонн¦сдавшего лом¦принявшего ¦ ¦ ¦ ¦черных ¦ (тонн) ¦мер дого- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и отходы ¦лом и отходы¦ ¦ ¦ ¦металлов¦ ¦вора куп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦черных ¦черных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли-прода- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлов ¦металлов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жи) ¦ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ +—+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+———-+ —-+——-+——+——+————+———-+————+————+———+————+——+———+———+————

Оприходование металлолома от списания основных средств: особенности учета и примеры проводок

Ведение любого рода предпринимательской деятельности предполагает активное использование материальной базы.

В процессе эксплуатации оборудование, детали, а также машины и механизмы (которые также относят к основным средствам) изнашиваются естественным путем.

Основные средства (ОС), дальнейшее использование которых не представляется возможным или является нецелесообразным, подлежат выведению с баланса предприятия и последующему оприходованию уже в качестве лома.

Без проведения этих процедур передача основных средств на утилизацию будет незаконной и повлечет за собой штрафные санкции со стороны фискальных органов.

При правильном использовании лом черных металлов может стать дополнительным доходом для организации.

Для этого его необходимо списать соответствующим образом, поставить на приход и продать на выгодных условиях (в том числе при помощи аукциона) компании, занимающейся переработкой лома черных металлов. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, и всех тонкостях этого процесса и пойдет речь ниже.

Списание ОС

Согласно п. 33 Положения по бухгалтерскому учету РФ (далее ПБУ), изъятие из активов компании основных средств для их реализации в качестве вторсырья происходит только после признания их непригодными для дальнейшего использования.

Для проведения этой процедуры руководством предприятия создается профильная комиссия, которая состоит из квалифицированных сотрудников фирмы.

Обязанности комиссии:

  1. Изучение объекта. Включает визуальный осмотр предмета, опрос персонала, имеющего отношение к его эксплуатации, проведение тестовых мероприятий.
  2. Установление причин, по которым элемент пришел в негодность, и лиц, потенциально причастных к этому.
  3. Поиск возможностей частичного использования объекта или его отдельных частей (узлов, механизмов и деталей).
  4. Также члены комиссии должны проверить, нельзя ли продать актив в качестве подержанного изделия, и какова в таком случае будет его стоимость (превысит ли она цену лома?).

По итогам проверки составляется акт установленной формы. Документ служит основанием для выбытия ОС.

На сегодня существуют три основные формы этой бумаги:

  • ОС-4 — используется для всех единичных объектов, кроме транспортных средств;
  • ОС-4а — применяется для снятия с баланса организации автотранспорта;
  • ОС-4б — актуален при выбытии нескольких объектов.

В бланк заносятся следующие данные об имуществе:

  1. Номинальная стоимость актива. Она может быть восстановительной или полученной изначально.
  2. Сумма износа. Указывается за весь срок службы.
  3. Расходы, которые имели место быть в процессе демонтажа.

Подходящий документ оформляется в двух экземплярах. Один бланк отправляют в бухгалтерию компании, а второй остается у сотрудника, являющегося материально ответственным. Эта бумага, заверенная подписями комиссии и руководства, служит основанием для передачи имущества на склад.

Если речь идет о транспорте, его, кроме прочего, необходимо снять с учета в ГИБДД, о чем должна быть получена соответствующая справка из инспекции.

Отображение в бухучете (далее БУ) акта списания, согласно п. 43 Методических рекомендаций № 561, осуществляется после его заверения подписью руководства.

Соответствующие регистры аналитического учета изъятых с баланса компании основных средств прилагаются к документам, которыми подтверждены факты их выбытия.

Бухгалтерский учет металлолома и примеры проводок

Процедура ликвидации ОС и учет металлолома в бухгалтерии проводится, основываясь на пунктах 29 и 31 ПБУ.

Согласно этому нормативному акту открывается отдельный субсчет по счету 01. В его кредит переносится амортизация, начисленная за период эксплуатации ОС, а в дебет — их первоначальная стоимость, по которой они принимались на баланс.

После ликвидации остаточная стоимость объекта проводится в качестве операционных или прочих расходов, распределяясь с открытого субсчета на убытки и прибыли (по ситуации). С ликвидационными расходами поступают также.

Если срок полезного использования истек

Ликвидация проводится по факту физического износа объекта. Это наиболее распространенная причина выбытия.

Проводки в бухучете оформляются так:

Для примера можно взять ситуацию, когда в результате снятия с баланса предприятия оборудования, которое было целиком самортизировано, образовался лом черного металла.

Изначальная стоимость оборудования составляла сорок пять тысяч рублей, а цена полученного металлолома получилась три тысячи. В процессе демонтажа были понесены расходы в размере десяти тысяч рублей. Из них семь тысяч составила зарплата персонала и три тысячи — ЕСН.

В этом случае снятие с баланса отображается так:

Если срок полезного использования не истек

Подтолкнуть предприятие к списанию с бюджета в таком случае может моральное устаревание ОС или другие причины, делающие их использование нецелесообразным. В таком случае первоначальная стоимость имущества будет выше износа, что влечет за собой образование положительного сальдо по дебету счета 01. Правильно будет списать его на девяносто первый счет.

В этом случае приход металлолома от списания основных средств оформляется такими проводками:

Для примера можно взять ситуацию, когда фирма ликвидирует оборудование, которое изначально стоило двадцать тысяч рублей. В процессе эксплуатации его износ составил пятнадцать тысяч рублей. При проведении демонтажных работ было затрачено три тысячи рублей, а полученные материалы оценили в такую же сумму (три тыс.).

Отображение подобной операции будет выглядеть так:

Учет ликвидации ОС и оприходования металлолома в 1С

Осуществляется следующим образом:

  1. Из вкладки «Документы» необходимо перейти в «Учет ОС» и далее в «Списание ОС».
  2. Создать новый документ и указать причину списания (наиболее распространенная — поломка).
  3. Указать название организации и счет списания — 91.02.
  4. Пропечатать местонахождение объекта и подразделение, в котором он числится (актуально для больших предприятий).

На этом все, документ можно проводить. В процессе проводки формируются такие движения по счетам:

  1. Амортизация — Дт 20.01 Кт 02.01.
  2. Списание начисленной амортизации — Дт 02.01 Кт 01.09.
  3. Списание изначальной стоимости объекта — Дт 01.09 Кт 01.01.
  4. Списание на расходы остаточной стоимости — Дт 91.02 Кт 01.09.

Оприходование лома осуществляется бухгалтерской справкой Дт 10 и субсчетом Кт. 91.1, а налоговый учет формируется проводками Н02.01 и Н08. Наглядно увидеть, как происходит списание, можно в этом видео:

При использовании упрощенной системы выбытие ОС осуществляется в следующем порядке:

  1. Составляется акт о выбытии УСН. Если списывается один объект, используется бланк № ОС-4, для нескольких — применяется № ОС-4б.
  2. Пересчитывается база, которая подлежит налогообложению за все прошлые периоды при выбытии ОС. Если снятие происходит до истечения трехлетнего срока с момента постановки на баланс, то выплачивается пеня в установленном размере и осуществляется пересчет налоговой базы за весь срок службы объекта.
  3. В случае выбытия по причине износа создается комиссия. Полная ликвидация абсолютно не отображается на налоговом фоне предприятия.
  4. Сумма убытка списывается, а прибыль относится к внереализационным доходам.

Как происходит оформление списания ОС в 1С-упрощенка смотрите в этом видео:

Реализация лома черных металлов

Облагается ли НДС

Действующее налоговое законодательство освобождает предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость при сдаче металлолома только в том случае, если он образовался в процессе деятельности компании.

Списанные ОС могут быть реализованы специализированным фирмам без взимания НДС государством.

Такого рода сделки не требуют наличия у продавца лицензии на лом черных металлов и прочих разрешительных документов.

Ниже приведен образец приемосдаточного акта, который может заполняться при продаже (покупке) лома черных металлов:

Все акты списания металлолома затем вносятся в Книгу учета приемо-сдаточных актов.

Тендеры

Аукционные торги являются эффективным средством получения максимально возможной прибыли от реализации лома черных металлов, полученного в результате ликвидации ОС. Проведение тендера оправдано, если объект продажи представляет значительную материальную ценность и вызывает интерес у потенциального покупателя. Ради двух тонн металлолома не стоит затевать эту процедуру.

Проведение аукциона начинается с подготовки тендерной документации. Для этого могут привлекаться проектные организации. Состав пакета документов может варьироваться, но обычно он содержит следующие элементы:

  • приглашение участникам торгов;
  • информация о предмете аукциона: в контексте лома — это его вес, класс, химический состав, габариты;
  • формы заявки и инструкции оферентам;
  • правила и порядок проведения тендера;
  • проект договора с победителем.

О видах лома черного металла читайте . Хотите сдать лом по выгодной цене? Узнайте все о пунктах приема чермета. О поиске и копе черного металла с металлоискателем можно прочесть по этой ссылке — https://rcycle.net/metally/chernye/poisk-kop-i-zagotovka

Экспорт лома черных металлов

Реализация лома на экспорт является довольно сложной процедурой с точки зрения таможенного законодательства. Для ее осуществления понадобится:

  1. Рассчитать таможенные пошлины.
  2. Получить протоколы радиационного контроля и взрывобезопасности.
  3. Создать условия для досмотра в виде временной зоны таможенного контроля.
  4. Предоставить возможность инспекторам провести таможенный досмотр.
  5. Отобрать образцы для исследования в лаборатории на химсостав.
  6. Подготовить доказательную базу для подтверждения заявленной стоимости товара.

Кроме того, для предъявления инспекторам понадобятся следующие бумаги:

  • контракт с покупателем; если сумма договора поставки будет больше пятьдесят тысяч долларов, понадобится и паспорт сделки;
  • учредительные документы;
  • инвойс или счет-фактура;
  • транспортные накладные — потребуется ТТН, CMR или коносамент в зависимости от выбранного типа перевозки;
  • подтверждение классификационного кода по ТН ВЭД;
  • упаковочный лист;
  • платежные документы об оплате товара;
  • чеки, подтверждающие оплату таможенных сборов;
  • в случае наличия льгот также потребуется их подтверждение.

Обращение в специализированную организацию, предоставляющую услуги таможенного брокера, существенно упростит процедуру оформления, но и потребует дополнительных расходов.

Оприходование металлолома в бюджетной организации

Процедура снятия ОС с баланса бюджетного учреждения схожа с аналогичной в коммерческой организации. Так же составляется комиссия, которая принимает соответствующее решение. Но в отличие от частного предприятия, здесь факт выбытия должен быть обстоятельно аргументирован и обоснован документально. Для этого могут использоваться:

  • заключения экспертов о непригодности дальнейшего использования объекта;
  • справки соответствующих органов о факте аварии, стихийном бедствии и прочих прецедентах, послуживших основанием для выхода из строя ОС;
  • отчеты о номинальной стоимости актива;
  • прочие бумаги и бланки, подтверждающие непригодность объекта для дальнейшего использования по назначению.

В отличие от частных фирм, решение о снятии ОС с баланса принимают компетентные органы, в юрисдикции которых находится предприятие, а не директор (если только актив не был приобретен за его счет).

Подводя итоги, можно резюмировать, что в процессе списания и оприходования лома черных металлов для его последующей реализации (особенно на экспорт) существует масса тонкостей и подводных камней. Но пользователи сайта, прочитавшие эту статью, обязательно с ними справятся и смогут извлечь выгоду из продажи лома и отходов черных металлов.

Что делать бухгалтеру, если выявлены неликвидные товары

Если к вам поступила информация (допустим, из отдела продаж) о том, что имеющиеся на складе организации товары морально устарели, но решение об их списании руководством еще не принято, нужно провести обесценение таких товаров. То есть уточнить их реальную рыночную стоимость, чтобы указать достоверную информацию в отчетности. Ведь, скорее всего, эта рыночная стоимость окажется ниже себестоимости. При выявлении признаков обесценения вам следует создать оценочный резерв под снижение стоимости материальных ценностейп. 25 ПБУ 5/01.

Затем руководитель принимает решение реализовать неликвидные товары как металлолом. Проблема в том, что продать эти товары как есть (пусть даже по сниженным ценам) и провести эту операцию в учете как обычную реализацию не получится. И вот почему. Вы продаете не просто имеющийся товар по сниженной цене, а именно лом. И специализированная организация, занимающаяся скупкой/переработкой металлолома, выдаст вам документы о том, что купила у вас не ваше оборудование, а лом. Поэтому, как бы ни хотелось, сначала придется списать неликвидный товар, а вместо него оприходовать лом, который и будет впоследствии реализован.

А теперь посмотрим, какие документы потребуется оформить.

Какие понадобятся документы

Для проведения экспертной оценки обесценения товаров создают комиссию. В ее состав включают технологов, специалистов отдела продаж, товароведов и других сотрудников, которые смогут оценить реальное состояние товара и установить возможную цену его реализации. По итогам работы комиссии руководитель издает приказ о признании товара морально устаревшим и о снижении цены на этот товар. Далее нужно составить акт об уценке товарно-материальных ценностей. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 или № МХ-15. Либо можно оформить акт в произвольном виде. Тогда он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизитыст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и его форму нужно утвердить приказом руководителя. Желательно также приложить к акту документы, подтверждающие рыночную стоимость товаровп. 20 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания).

Специальных положений по списанию товаров нет. Однако они являются частью материально-производственных запасовп. 2 ПБУ 5/01, поэтому компания может воспользоваться процедурой, применяемой при списании морально устаревших материаловпп. 124—126 Методических указаний.

Опять-таки создается комиссия для фиксации того факта, что товар невозможно продать. В состав комиссии могут входить профильные специалисты (специалисты отдела продаж, технические специалисты, которые смогут определить пригодность для дальнейшего использования отдельных деталей и частей оборудования). Рассмотрев все факты (компания пыталась продать оборудование, но все возможные способы его реализации исчерпаны, оборудование не является товаром широкого спроса и/или морально устарело — и покупателей найти не удалось), комиссия признает товар неликвидным и подлежащим списанию, о чем составляется акт (заключение). На основании этого документа руководитель издает приказ о списании имущества. В приказе надо дописать, что материальные ценности — лом, который останется после списания, нужно сдать в пункт приема металла. Далее комиссия составляет акт на списание. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 и № ТОРГ-16. Или же оформить акт в произвольной форме, но с учетом требований к первичным документамст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В акте следует отразить количество образовавшегося лома и его рыночную стоимость, которая определяется совместно с экономическими службами.

Лом приходуется на основании акта о списании товаров и приходного ордера.

Передача лома в специализированную организацию оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (можно по форме № М-15). Кроме того, фирма, принимающая лом, выпишет вам приемосдаточный актприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 11.05.2001 № 369.

С документами разобрались, теперь посмотрим, как все это отразить в учете.

Бухгалтерский учет

Проводки в бухучете сделайте такие.

Дт Кт
На дату составления акта об уценке товаров
Начислен резерв под снижение стоимости материальных ценностей 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Сумма резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью товара и его фактической себестоимостью. При этом нужно документально подтвердить расчет текущей рыночной стоимостиабз. 7 п. 20 Методических указаний. Для определения текущей рыночной стоимости можно использовать данные о ценах из официальных изданий (например, статистических сборников), а также информацию, предоставляемую независимыми оценщиками, экспертами или производителем.
При заполнении баланса фактическая себестоимость товара, числящаяся на счете 41 «Товары», уменьшается на сумму резерва (кредитовое сальдо счета 14). В итоге товар будет отражаться в балансе по реальной рыночной стоимости
На дату списания неликвидных товаров по акту
На основании приказа списаны неликвидные товары 91, субсчет «Прочие расходы» 41 «Товары»
Восстановлен начисленный резерв 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» 91, субсчет «Прочие доходы»
Принят к учету полученный от списания товаров лом по текущей рыночной стоимости 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» 91, субсчет «Прочие доходы»
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма, которую можно получить при продаже актива. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документальноп. 23 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Для этого можно воспользоваться ценами из прайс-листов организаций, занимающихся сбором металлолома
На дату реализации лома
Отражены доходы от реализации лома 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91, субсчет «Прочие доходы»
Списана стоимость проданного лома 91, субсчет «Прочие расходы» 10, субсчет «Прочие материалы»
На дату получения оплаты от покупателя
Получена оплата за лом 51 «Расчетный счет» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Налоговый учет

А вот в налоговом учете в отличие от бухгалтерского складывается не совсем радостная картина. Ведь не все расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Налог на прибыль

В налоговом учете обесценение стоимости товара не производится.

Как известно, покупную стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль только при их реализацииподп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. А в случае списания неликвидных товаров чиновники считают, что их стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли не учитывается, так как выгоды от такого списания нетПисьма Минфина от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397. Но с проверяющими можно будет и поспорить. Ведь в нашем случае компания не просто списывает (уничтожает) неликвидные товары, а планирует впоследствии получить доход от сдачи их в металлолом. Стало быть, расходы в виде стоимости списанных неликвидных товаров отвечают требованиям экономической обоснованности и их можно учесть при налогообложении прибылип. 1 ст. 252 НК РФ. Еще один аргумент в вашу пользу: перечни внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются открытымиподп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ; Постановления ФАС МО от 15.11.2012 № А40-34482/09-151-160; ФАС СЗО от 11.09.2008 № А56-3652/2007.

Дальше разберемся с ломом, образовавшимся при списании неликвидных товаров. Рыночную стоимость полученного лома придется отразить во внереализационных доходах в том периоде, когда лом был оприходован (то есть на дату составления акта о списании товаров)ст. 250 НК РФ; Письма Минфина от 21.10.2009 № 03-03-05/188; ФНС от 23.11.2009 № 3-2-13/227@.

А вот при дальнейшей продаже этого лома списывать в расходы его рыночную стоимость чиновники не разрешают. Объясняется это тем, что в НК не установлен порядок для определения стоимости МПЗ, полученных при списании неамортизируемого имуществап. 2 ст. 254 НК РФ.

Конечно, позиция налоговиков крайне невыгодна для компании. Вот несколько доводов в пользу иного подхода:

  • суды приходят к выводу, что в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов (имущества), которые получены только в результате разборки (демонтажа) при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатацииПостановления ФАС МО от 13.04.2011 № КА-А40/1689-11, от 09.08.2011 № КА-А40/8328-11. И если речь идет о списании неликвидного товара, то оснований для отражения налогового дохода в виде стоимости полученного лома нет;
  • если не учитывать в расходах стоимость лома при его продаже, то это приведет к двойному налогообложению. Фактически организация отразит доходы в виде рыночной стоимости лома дважды — при его оприходовании и при реализации. А это противоречит правилам НКп. 3 ст. 248 НК РФ.

НДС

Списание неликвидных товаров не является объектом налогообложения по НДС. Также не облагается НДС и реализация лома, образовавшегося в результате собственного производства/хозяйственной деятельности (когда продажа лома не является видом деятельности вашей компании)подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Объясним почему. Для освобождения от НДС реализации металлолома требуется наличие лицензиип. 6 ст. 149 НК РФ; п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Однако для реализации лома, образовавшегося в процессе собственного производства, лицензия не нужнап. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 12.12.2012 № 1287 и такие операции НДС не облагаютсяПисьмо ФНС от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@.

Обратите внимание: реализацию лома надо отразить в разделе 7 декларации по НДСпп. 44—44.7 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. И счет-фактуру на реализацию вам выставлять не нужноподп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ.

Но есть такая проблема. По общему правилу, если имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности, входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету, компания должна восстановитьподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Поэтому налоговики при проведении проверки могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по товарам, ставшим впоследствии неликвидными.

По нашему мнению, восстанавливать НДС не нужно и у компании есть шанс отстоять эту позицию в судеПостановление 2 ААС от 26.04.2013 № А82-17163/2011. Ведь товары приобретаются не с целью переработки их в металлолом для дальнейшей реализации, не подлежащей обложению НДС. Они покупались для перепродажи, то есть для облагаемых НДС операций, но были списаны в металлолом в связи с их непригодностью, и поэтому обязанности восстанавливать НДС нет. Кроме того, списание морально устаревших товаров также не является основанием для восстановления заявленного к вычету НДСПостановление ФАС СКО от 07.05.2014 № А32-18211/2012.

Однако все же случается, что суд поддерживает налоговиков и обязывает компанию восстановить ранее принятый к вычету НДСПостановление АС ВВО от 23.03.2015 № Ф01-649/2015.

УСНО

Если компания применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», то покупную стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, а также входной НДС она учитывает в расходах в момент реализации этих товаров — при условии их полной оплатыподп. 8, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо ФНС от 05.02.2014 № ГД-4-3/1891.

В случае списания неликвидных товаров их стоимость в расходах еще не учтена. Если ваш товар списывается с учета как неликвидный, то в такой ситуации затраты на его покупку и предъявленный НДС не учитываются при расчете упрощенного налога по причине закрытого перечня расходовп. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Но спасает ситуацию последующая продажа товара в качестве металлолома. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОСОЛАПОВ Александр Ильич Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Если компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, списывает неликвидные товары, приобретенные для перепродажи, и впоследствии реализует образовавшийся в результате списания лом, то она вправе учесть в расходах для целей налогообложения покупную стоимость этих товаров, включая предъявленный НДСподп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Конечно же, при условии полной оплаты указанных товаров.

А если организация просто утилизирует (списывает) неликвидные товары, то затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения при УСНО”.

Доход от реализации лома отразите на дату поступления денегп. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

***

Избавление от неликвидных товаров доставляет немало хлопот. Да и с налоговыми расходами могут возникнуть проблемы. Но главное — обратите внимание на документальное оформление списания неликвидного товара, о котором мы писали выше. Суды вас точно поддержат, если будут составлены все необходимые документыПостановление ФАС ЗСО от 13.12.2010 № А45-7702/2010.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *