Учет в казенных учреждениях

Автор: | 10.02.2019

На основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработан и утвержден Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н «Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. Приказов Минфина РФ от 12.03.2009 N 25н, от 10.12.2009 N 128н, от 31.03.2010 N 27н, от 17.08.2010 N 92н, от 16.12.2011 N 176н).

Согласно п.4 и п.5 данного Порядка, уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник проверяет Заявку на кассовый расход на соответствие установленной форме, соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:

  1. кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета;
  2. кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
  3. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;
  4. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
  5. суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
  6. вида средств.

Для бюджетных и автономных учреждений такой порядок утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 72н от 16.07.2010 «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно п.20 которого органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

  1. наличие указанного(ых) в Заявке кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
  2. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ, коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
  3. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 150н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 01/844-АФ);
  4. соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
  5. непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
  6. соответствие информации, указанной в Заявке, Сведениям.

Несмотря на то, что платежные документы проходят вышеуказанный контроль, иногда возникают ситуации, когда после осуществления кассовой выплаты приходится уточнять код произведенного платежа.

Причинами данных уточнений могут быть не только ошибки при указании кода выплаты, но и внутренние приказы и распоряжения учреждения, когда, например, комиссионно при принятии к бухгалтерскому учету нефинансовый актив может быть признан основным средством, а не материальным запасом.

В таких случаях необходимо провести уточнение кода бюджетной классификации проведенной кассовой выплаты, которые могут касаться как непосредственно самого кода бюджетной классификации для казенных учреждений, так и только кода операции сектора государственного управления (КОСГУ) в случае бюджетных и автономных учреждений.

Рассмотрим, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» восстановление кассового расхода, взяв за пример случай, когда восстановлению подлежат расходы, произведенные при выплате наличных денежных средств через кассу казенного учреждения.

Наиболее встречаемая ситуация, когда в кассу учреждения с лицевого счета приходуется сумма по ошибочному коду сектора государственного учреждения.

Итак, рассмотрим случай, когда в учреждении заработная плата персоналу, работающему по трудовым соглашениям, начисляется по КОСГУ 211, а выплата по договору гражданско-правового характера – по КОСГУ 226.

Документ «Отражение заработной платы в учете» выглядит следующим образом:

То есть, заработная плата начислена верно, но в момент формирования документа «Заявка на наличные» произошла ошибка, и наличные денежные средства были списаны с лицевого счета следующим образом:

Далее наличные денежные средства оприходованы в кассу учреждения документом «Приходный кассовый ордер» и выданы из кассы учреждения в соответствии с экономическим назначением кода КОСГУ документом «Расходный кассовый ордер».

 

При этом оборотно-сальдовая ведомость учреждения принимает следующий вид:

После того, как ошибка была обнаружена, необходимо произвести корректировку, как в бухгалтерском учете, так и сообщить в финансовые органы информацию о необходимости произведения уточнения кода. Операции по восстановлению кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Одним из основных нормативно-правовых актов, утверждающих вышеуказанные правила, является Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменения от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г).

Согласно ч.II п.2.2.2. и п.2.2.3.

Возмещение ФСС в 2018 году: отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете

разъяснено, как производить восстановление кассового расхода, и какие и как должны заполняться документы, переданные в финансовый орган.

Таким документом является Заявка на кассовый расход, заполненная согласно п.2.2.3. приказа Федерального казначейства РФ № 8н от 10.10.2008.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Заявка на кассовый расход» существует хозяйственная операция «Восстановление ПБС кассового расхода с одного КБК на другой», которую можно использовать для восстановления кассового расхода с одного КОСГУ на другой. В Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) нет реквизита «Контрагент», поскольку будут указаны реквизиты учреждения, которое составляет данный документ. При этом табличная часть заполняется следующим образом:

По вышеуказанной Заявке орган Федерального казначейства проводит внебанковскую операцию без списания-зачисления средств на соответствующем банковском счете органа Федерального казначейства и для отражения ее на соответствующих лицевых счетах.

Поэтому после получения Выписки из лицевого счета Заявку на кассовый расход проводить не следует.

Для корректировки данных в бухгалтерском учете, в соответствии с п.18 Приложения №2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

То есть необходимо сторнировать целый ряд документов и создать корректировочные проводки, которые устранят найденную ошибку.

Проведем сторно следующих документов с одновременным созданием корректировочных проводок:

Заявка на наличные

Приходный кассовый ордер

Расходный кассовый ордер

Проверив оборотно-сальдовую ведомость учреждения, убедимся, что ошибка откорректирована верно.

По всем созданным документам «Сторно» следует распечатать Бухгалтерскую справку (ф.0504833), подписать и в дальнейшем подшить к необходимым Журналам операция (ф.0504071).

Исправлять ранее созданные документы является крайне неверным шагом, в таком случае Журналы операций (ф.0504071) не будут соответствовать первичным документам за прошедший период, что является грубым нарушением ведения бухгалтерского учета.

Количество показов: 26553

Возврат к списку

Л. Панкевич, М. Зварич, Р. Бойко, Л. Лучечко (ру) Бухгалтерський облік у бюджетних установах (2002)

2.3.5. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, т.е. малоценных предметов, которые не вошли в состав необоротных активов, поскольку срок их полезного эксплуатации составляет менее одного года, предусмотрен счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы "с разделением на субсчета:

• 221 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации ";

• 222 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы специального назначения".

Для отражения хозяйственных операций эти субсчета могут делиться на дополнительные счета третьего, четвертого порядков.

На субсчете 221 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации »учитываются с распределением на группы предметы, срок полезного использования которых превышает один год:

1) орудия лова (тралы, неводы, сети и др..)

2) пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

3) специальные инструменты и специальные приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуальных заказов;

4) предметы производственного назначения, оборудование, способствующее охране труда; предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к необратимым активов;

5) хозяйственный инвентарь — предметы конторского и хозяйственного обустройство, столовая, кухонный и другой хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;

6) сценически-постановочные средства стоимостью до 10 гривен за единицу (комплект)

7) иные предметы, срок полезной эксплуатации которых, как ожидается, не превышает один год.

Субсчет 222 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы специального назначения" может применяться учреждениями для учета предметов, которые имеют специфическое и ограниченное назначение только в отдельных отраслях и краткосрочный срок применения.

Следует отметить, что при передаче в эксплуатацию малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью до 10 гривен включительно за единицу (комплект) списываются с бухгалтерского учета сразу на уменьшение фонда в малоценных и быстроизнашивающихся предметах на основании документов, подтверждающих их использования, а именно: раздаточных ведомостей, актов расходования предметов при ремонте, актов написания ценностей и др..

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до 10 гривен включительно по единицу (комплект) осуществляется материально ответственными лицами в Книге складского учета запасов по наименованиям предметов и количеству.

В эксплуатации такие предметы (кроме тех, которые изготовлены из пластмассы, картона и бумаги) находятся на хранении у лиц, ответственных за их эксплуатацию и сохранение, и учитываются в книгах количественного учета.

Списание с баланса учреждения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов, производственного, хозяйственного инвентаря и других запасов, ставших непригодными, осуществляется на основании Актов списания (если иной порядок списания не установлен соответствующим министерством, другим центральным органом исполнительной власти).

Чтобы обеспечить правильное списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов необходимо максимум внимания уделить надлежащему документальному оформлению, а именно составлению акта. Акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения, и утверждаются руководителем учреждения. В них указываются данные, характеризующие объект: наименование, материал изготовления, год приобретения учреждением, количество и стоимость. Подробно указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если их реализация невозможна).

Приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражается по дебету субсчета 221 и кредиту соответствующего субсчета класса 3 «Средства, расчеты и другие активы ", 6" Текущие обязательства ". Одновременно делается вторая запись по дебету соответствующего субсчета класса 8 "Расходы" и кредиту субсчета 411 "Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам».

Выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражается по кредиту субсчета 221 и дебету субсчета 411 "Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам ».

Приведем несколько типовых проводок:

• Приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов (стоимость без НДС)

уплаченные путем предварительной оплаты

Дт субсч. 221, 222 Кт субсч. 361, 362, 364,

уплаченные после получения малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Дт субсч. 221, 222 Кт субсч. 675

• время проводится вторая запись (сумма без НДС)

Дт субсч. 801, 802, 811-813 Кт субсч. 411

Сумма НДС по малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных за

счет средств общего фонда

Дт субсч. 801, 802, Кт субсч. 361, 362, 364, 675

Сумма НДС по малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных за счет средств специального фонда: если НДС включен в налоговый кредит —

Дт субсч. 641 Кт субсч. 361, 362, 364, 675

если НДС не включен в налоговый кредит —

Дт субсч. 811-813 Кт субсч. 361, 362, 364, 675

• Выдача со склада в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

стоимостью до 10 грн. включительно за единицу (комплект) Дт субсч. 411 Кт субсч. 221/1

стоимостью более 10 грн. за единицу (комплект) Дт субсч. 221/2 Кт субсч. 221/1

Оприходование излишков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, обнаруженных при инвентаризации:

на складе —

Дт субсч. 221/1, 222 Кт субсч. 411

в эксплуатации —

Дт субсч. 221/2, 222 Кт субсч. 411

• Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые стали непригодными для эксплуатации:

Дт субсч. 411 Кт субсч. 221, 222

Оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд учреждения:

приобретенных за счет средств общего фонда бюджета — Дт субсч. 231, 234, 235, 238, 239 Кт субсч. 681, 701, 702

приобретенных за счет средств специального фонда бюджета — Дт субсч. 231, 234, 235, 238, 239 Кт субсч. 711, 712, 713

• Оприходование сумм стоимости материалов, полученных от разбора малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в соответствии с действующим законодательством относятся перечислению в доход бюджета:

Дт субсч. 231, 234 Кт субсч. 642

• Реализация остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не используются и приобретены за счет средств общего фонда:

Дт субсч. 411 Кт субсч. 221

• На сумму средств, полученных от реализации, производится запись: Дт субсч. 313, 323, 364, 675 Кт субсч. 711

• Реализация остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не используются и приобретены за счет средств специального фонда:

Дт субсч. 411 Кт субсч. 221

Одновременно на сумму средств, полученных от реализации: Дт субсч. 313, 323, 364, 675 Кт субсч. 711 на сумму НДС: Дт субсч. 364, 675 Кт субсч. 641

• Списание выявленных при инвентаризации недостач малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отнесенных за счет учреждения:

Дт субсч. 411 Кт субсч. 221, 222

Списание выявленных при инвентаризации недостач малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отнесенных за счет виновных лиц: Дт субсч. 411 Кт субсч.

Возмещение кассовых расходов бюджет проводки

221, 222

Время проводится вторая запись: Дт субсч. 363 Кт субсч. 642

Учет операций по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражается в Накопительной сведения о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф.439 (бюджет) — мемориальный ордер 10.

На основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработан и утвержден Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н «Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред.

Об отражении операций по восстановлению кассовых расходов в отчете (ф. 0503737)

Приказов Минфина РФ от 12.03.2009 N 25н, от 10.12.2009 N 128н, от 31.03.2010 N 27н, от 17.08.2010 N 92н, от 16.12.2011 N 176н).

Согласно п.4 и п.5 данного Порядка, уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник проверяет Заявку на кассовый расход на соответствие установленной форме, соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:

  1. кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета;
  2. кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
  3. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;
  4. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
  5. суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
  6. вида средств.

Для бюджетных и автономных учреждений такой порядок утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 72н от 16.07.2010 «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно п.20 которого органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

  1. наличие указанного(ых) в Заявке кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
  2. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ, коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
  3. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 150н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 01/844-АФ);
  4. соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
  5. непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
  6. соответствие информации, указанной в Заявке, Сведениям.

Несмотря на то, что платежные документы проходят вышеуказанный контроль, иногда возникают ситуации, когда после осуществления кассовой выплаты приходится уточнять код произведенного платежа.

Причинами данных уточнений могут быть не только ошибки при указании кода выплаты, но и внутренние приказы и распоряжения учреждения, когда, например, комиссионно при принятии к бухгалтерскому учету нефинансовый актив может быть признан основным средством, а не материальным запасом.

В таких случаях необходимо провести уточнение кода бюджетной классификации проведенной кассовой выплаты, которые могут касаться как непосредственно самого кода бюджетной классификации для казенных учреждений, так и только кода операции сектора государственного управления (КОСГУ) в случае бюджетных и автономных учреждений.

Рассмотрим, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» восстановление кассового расхода, взяв за пример случай, когда восстановлению подлежат расходы, произведенные при выплате наличных денежных средств через кассу казенного учреждения.

Наиболее встречаемая ситуация, когда в кассу учреждения с лицевого счета приходуется сумма по ошибочному коду сектора государственного учреждения.

Итак, рассмотрим случай, когда в учреждении заработная плата персоналу, работающему по трудовым соглашениям, начисляется по КОСГУ 211, а выплата по договору гражданско-правового характера – по КОСГУ 226.

Документ «Отражение заработной платы в учете» выглядит следующим образом:

То есть, заработная плата начислена верно, но в момент формирования документа «Заявка на наличные» произошла ошибка, и наличные денежные средства были списаны с лицевого счета следующим образом:

Далее наличные денежные средства оприходованы в кассу учреждения документом «Приходный кассовый ордер» и выданы из кассы учреждения в соответствии с экономическим назначением кода КОСГУ документом «Расходный кассовый ордер».

 

При этом оборотно-сальдовая ведомость учреждения принимает следующий вид:

После того, как ошибка была обнаружена, необходимо произвести корректировку, как в бухгалтерском учете, так и сообщить в финансовые органы информацию о необходимости произведения уточнения кода. Операции по восстановлению кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Одним из основных нормативно-правовых актов, утверждающих вышеуказанные правила, является Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменения от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г).

Согласно ч.II п.2.2.2. и п.2.2.3. разъяснено, как производить восстановление кассового расхода, и какие и как должны заполняться документы, переданные в финансовый орган.

Таким документом является Заявка на кассовый расход, заполненная согласно п.2.2.3. приказа Федерального казначейства РФ № 8н от 10.10.2008.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Заявка на кассовый расход» существует хозяйственная операция «Восстановление ПБС кассового расхода с одного КБК на другой», которую можно использовать для восстановления кассового расхода с одного КОСГУ на другой. В Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) нет реквизита «Контрагент», поскольку будут указаны реквизиты учреждения, которое составляет данный документ. При этом табличная часть заполняется следующим образом:

По вышеуказанной Заявке орган Федерального казначейства проводит внебанковскую операцию без списания-зачисления средств на соответствующем банковском счете органа Федерального казначейства и для отражения ее на соответствующих лицевых счетах.

Поэтому после получения Выписки из лицевого счета Заявку на кассовый расход проводить не следует.

Для корректировки данных в бухгалтерском учете, в соответствии с п.18 Приложения №2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

То есть необходимо сторнировать целый ряд документов и создать корректировочные проводки, которые устранят найденную ошибку.

Проведем сторно следующих документов с одновременным созданием корректировочных проводок:

Заявка на наличные

Приходный кассовый ордер

Расходный кассовый ордер

Проверив оборотно-сальдовую ведомость учреждения, убедимся, что ошибка откорректирована верно.

По всем созданным документам «Сторно» следует распечатать Бухгалтерскую справку (ф.0504833), подписать и в дальнейшем подшить к необходимым Журналам операция (ф.0504071).

Исправлять ранее созданные документы является крайне неверным шагом, в таком случае Журналы операций (ф.0504071) не будут соответствовать первичным документам за прошедший период, что является грубым нарушением ведения бухгалтерского учета.

Количество показов: 26553

Возврат к списку

"Бухгалтерский учет", N 19, 2003

ПОСТУПЛЕНИЕ НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ:

УЧЕТ И НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В практике работы организаций нередко возникают ситуации, когда на расчетный счет поступает денежная сумма от неустановленного плательщика. Как следует отразить поступление этих средств в бухгалтерском учете и годовой отчетности? Имеют ли место налоговые последствия от поступления неустановленной суммы?

Получение неустановленной денежной суммы влечет образование кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете для отражения подобных операций в корреспонденции со счетами учета денежных средств может использоваться отдельный субсчет "Невыясненные суммы" к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а в бухгалтерской отчетности такая сумма будет отражаться в пассиве баланса в разд.IV "Краткосрочные обязательства" по стр. 628 "Прочие кредиторы".

Однако возникновение подобной ситуации маловероятно, так как в соответствии с Положением ЦБ РФ N 2-П от 12.04.2001 "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в реквизитах платежных документов в обязательном порядке указывается и плательщик, и назначение платежа (п.2.10). Конечно, не исключены случаи, когда обслуживающий банк производит ошибочное зачисление на расчетный счет организации денежных средств других юридических или физических лиц, но такие ошибки устраняются достаточно оперативно, и при получении выписки, подтверждающей списание банком ошибочно зачисленных сумм, на счетах бухгалтерского учета делается запись в корреспонденции, обратной учету их зачисления:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. "Невыясненные суммы",

К-т сч. 51 "Расчетные счета".

Более вероятно, когда денежные средства поступили от плательщика, наименование которого известно (содержится в платежном документе), но он не является контрагентом организации. Указано и назначение платежа, однако оно неинформативно для получателя. Например, в платежном поручении, приложенном к зачисленной сумме, может быть указано: "Платеж по соглашению N 8 от 10.05.2002", но такое соглашение не заключалось, или же получатель зарегистрирован после 01.06.2002.

Как и в случае с невыясненными суммами, в бухгалтерском учете организации-получателя на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами учета денежных средств формируется кредиторская задолженность, но это уже задолженность перед конкретным хозяйствующим субъектом.

В сложившейся ситуации сразу возникает вопрос о том, что же делать с полученными денежными средствами: следует ли попытаться вернуть их отправителю, оставить на своем расчетном счете как задолженность до истечения срока исковой давности или же сразу включить в доходы как безвозмездно полученные суммы?

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст.218). В рассматриваемом случае реальное основание перечисления денежных средств не известно, поэтому представляется неправомерным говорить о совершении сделки по отчуждению денег в пользу организации-получателя, следовательно, у организации не возникает права собственности на поступившие денежные суммы.

Если же лицо (приобретатель) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), то к нему могут быть применены нормы гл.60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения". Так, в соответствии со ст.1102 ГК РФ приобретатель обязан возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре (ст.1104 ГК РФ). Более того, в соответствии со ст.1105 ГК РФ если организация использовала полученные денежные средства в хозяйственной деятельности, то она будет обязана возвратить не только саму денежную сумму, но и все полученные доходы от использования этих средств.

Но даже если организация не будет использовать денежные средства, а они будут просто находиться на ее расчетном счете, то согласно ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств. В рассматриваемой ситуации приобретатель узнает о неосновательности получения в момент зачисления неустановленной суммы, следовательно, проценты могут быть начислены на весь срок нахождения у него полученных денежных средств. Возвращение неосновательно полученных сумм и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами возможно как по решению суда, так и в добровольном порядке на основании выставленной претензии.

Порядок начисления и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами определен ст.395 ГК РФ, согласно которой эти проценты подлежат уплате на сумму используемых денежных средств по действующей в месте нахождения кредитора учетной ставке банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

В бухгалтерском учете проценты, уплачиваемые за пользование чужими денежными средствами (в отличие от процентов, выплачиваемых по договорам кредита и займа), могут быть приравнены к финансовым санкциям за нарушение условий договоров и согласно ПБУ 10/99 включаются в состав внереализационных расходов (дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Что касается налоговой базы по налогу на прибыль, то в соответствии со ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств (пп.13 п.1). В рассматриваемом случае, с одной стороны, проценты за пользование чужими денежными средствами не связаны с договорными или долговыми обязательствами и вытекают из внедоговорных отношений, а именно — из неосновательного обогащения, следовательно, их нельзя прямо отнести к финансовым санкциям, уменьшающим налоговую базу. С другой стороны, такие проценты непосредственно не относятся и к финансовым санкциям, взимаемым государственными органами, которым законодательно предоставлено право на взимание таких санкций, и не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (ст.270 НК РФ, п.2). Таким образом, вопрос о возможности уменьшения налоговой базы на сумму этих процентов будет зависеть от того, являются ли они экономически обоснованными и документально подтвержденными затратами (ст.252 НК РФ).

По нашему мнению, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, предъявленных на основании законодательных норм о неосновательном обогащении, представляется неправомерным.

Случаи, когда в отношении полученного как неосновательное обогащение имущества не применяется описанный выше порядок возврата и уплаты дополнительных финансовых санкций, перечислены в ст.1109 ГК РФ. В частности, не подлежит возврату:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, при зачислении неустановленных денежных средств организация-получатель должна возвратить сумму по имеющимся реквизитам плательщика. В бухгалтерском учете это будет оформлено как погашение кредиторской задолженности (дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счета 51 "Расчетные счета").

Если же имеет место отсутствие кредитора или очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, то должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги на депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда (ст.327 ГК РФ). Принятие нотариусом денежных средств на депозит осуществляется в соответствии со ст.87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ N 4462-1 от 11.02.1993 (ред. от 30.12.2001).

Внесение денежной суммы или ценных бумаг на депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства и позволяет избежать предъявления требования о возврате неосновательно полученного и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

В бухгалтерском учете организации-получателя денежных средств внесение их на депозит нотариуса, как и прямой возврат плательщику, будет оформлено бухгалтерской записью:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 51 "Расчетные счета".

В части налога на добавленную стоимость получение невыясненных денежных сумм не соответствует ни одному из объектов налогообложения, перечисленных в ст.146 НК РФ. В частности, такая операция не является реализацией товаров (работ, услуг), поскольку в рассматриваемой ситуации получение неопознанных денежных средств не связано со встречным переходом права собственности на какое-либо имущество получателя (ст.39 НК РФ).

Помимо всех видов расчетов за уже реализованные товары в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость также включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (ст.162 НК РФ). Невыясненный характер полученных денежных средств подтверждает, что отсутствуют договорные обязательства и по предстоящей поставке товаров, работ и услуг, следовательно, и по этому основанию зачисленные деньги не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Зачисление неустановленных денежных средств, не поступающих в собственность организации, не влечет за собой увеличение экономических выгод и поэтому не может рассматриваться в качестве дохода, подлежащего налогообложению налогом на прибыль (ст.247 НК РФ). Однако во избежание возможных споров с налоговыми органами зачисленные денежные средства целесообразно в сжатые сроки возвратить плательщику или же внести на депозит нотариуса, указав, что они не являются безвозмездно полученным имуществом.

Что же произойдет, если организация оставит поступившие денежные средства на своем расчетном счете, сохраняя сформированную кредиторскую задолженность, и они не будут востребованы собственником? Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. После истечения указанного срока кредиторская задолженность включается в доход организации, при этом ПБУ 9/99 установлено, что суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, относятся к внереализационным доходам.

Восстановление кассовых расходов в бюджетном учреждении проводки 2017

Списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". По истечении срока исковой давности суммы кредиторской задолженности увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (п.18 ст.250 НК РФ).

С.Е.Крюков

Юрист ООО "Юрвест"

Ю.В.Щербинина

Зам. главного бухгалтера

ООО "СОПАПЭКС"

Подписано в печать

17.09.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В.

Восстановление кассовых расходов

Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Расчеты по невыясненным поступлениям встречаются не только в органах Федерального казначейства, но и в учете обычных учреждений — в частности, в случаях получения ошибочных платежей или платежей без отдельных реквизитов, необходимых для правильного учета на аналитических счетах. Порядок учета расчетов по невыясненным платежам должен быть закреплен в учетной политике учреждения.
 

Счет учета расчетов

 
    Еще в конце 2014 года в учет учреждений был введен новый счет 20582 "Расчеты по невыясненным поступлениям". Бухгалтерам учреждений привычно понятие невыясненных поступлений в органе Федерального казначейства, которые зачисляются на лицевые счета и могут быть уточнены в порядке, предусмотренном следующими приказами Федерального казначейства:

от 10.10.2008 № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов";
от 19.07.2013 № 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений" (далее — Порядок № 11н);
от 08.12.2011 № 15н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений".

    В каждом из этих приказов определено, какие платежи и на каком основании могут быть отнесены к невыясненным в органах Федерального казначейства и как можно уточнить платеж. Соответственно, невыясненные платежи, зачисленные на лицевые счета учреждений в территориальных органах Федерального казначейства (далее — ТОФК), уже являются уточненными и содержат необходимые реквизиты, приведенные в вышеуказанных приказах. В частности, в них правильно указано наименование учреждения-получателя, его лицевой счет, ИНН и код КОСГУ, который соответствует тексту назначения платежа.
    Однако в некоторых случаях поступивший платеж все же может оказаться невыясненным с точки зрения учреждений. Например, если на счет в ТОФК поступил полностью правильно оформленный платеж, но учреждение не имеет договорных отношений с указанным в нем отправителем.
    Денежные средства на расчетные счета автономных учреждений зачисляются в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П). В нем также предусмотрена процедура уточнения реквизитов платежа банком, после которой осуществляется зачисление денег на счет или возврат платежа, если реквизиты не уточнены.

ОБСУЖДЕНИЕ НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ

Л.В. Долгова
И.о. гл. бухгалтера филиала ВВАГС в г.

Восстановление кода кассового расхода в государственном учреждении

Кирове

 
    Выносится на обсуждение применение счетов в целях единообразия отражения одинаковых экономических операций в разных разделах Инструкции. НА ПРАКТИКЕ НЕ ПРИМЕНЯТЬ!
    Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2005 год одним из значимых направлений реформы бюджетного процесса было названо реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета. И реализация этого требования нашла свое отражение в структуре номера счета Единого плана счетов бюджетного учета, которая включает в себя 26 разрядов. Почти все разряды находятся в соответствии с бюджетной классификацией.
    На государственном уровне необходимо провести курсы переподготовки бухгалтеров бюджетных учреждений, разработать методические указания по внедрению Единого плана счетов и инструкции по его применению, сформировать требования к информационным системам бухгалтерского учета.
    А главная задача на уровне бюджетного учреждения сейчас состоит в том, чтобы каждый специалист, занимающийся бюджетным учетом, понимал, какое огромное значение имеет работа по внедрению и реализации положений Инструкции по бюджетному учету. Необходимо приложить все силы для ее изучения и правильного использования. С 1 января 2005 года бухгалтерия бюджетного учреждения в своей деятельности использует 9 последних разрядов: 18-й разряд – код вида деятельности; 19–21-й разряды – код синтетического счета; 22–23-й разряды – код аналитического счета; 24–26-й разряды – код классификации операций сектора государственного управления. Некоторые из часто используемых в работе бухгалтерии бюджетных счетов представлены в таблице № 1.
    Получается, что бухгалтеру придется не только освоить новые принципы учета, но и запомнить большое количество комбинаций цифр, а любая ошибка приведет к искажению информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств. Кроме того, для получения оперативных данных необходимо наличие определенной системы в синтетических счетах (что в Инструкции № 70н и сделано) и по возможности в аналитических счетах.
    Исходя из этого предлагаем привести наиболее сложные для запоминания разряды аналитического учета в соответствие, используя коды экономической классификации расходов (далее – ЭКР).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *