Ведение бухгалтерского учета некоммерческой организации

Автор: | 30.04.2019

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

ИА ГАРАНТ
Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства некоммерческая организация (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение п. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.
В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.
Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).
Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.
По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.
Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам).
Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).
Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).
Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.
Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно. Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.
Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками:
Дебет 51 Кредит 76
— поступили денежные средства на расчетный счет НКО в качестве пожертвования;
Дебет 76 Кредит 86
— полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования.
Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86. Так, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Московский инженерно-физический институт

(государственный университет)

Факультет управления и экономики высоких технологий

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 «Закона о некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размере и структуре доходов некоммерческих организаций (НКО);

  • о размерах и составе имущества НКО;

  • о расходах;

  • о численности и составе работников;

  • об оплате труда работников;

  • об использовании безвозмездного труда граждан.

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

  1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности (при отсутствии соответствующих данных):

  • Отчет об изменениях капитала (форма 3);

  • Отчет о движении денежных средств (форма 4);

  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

  1. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

  1. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

    • Отчет об изменениях капитала (форма 3);

    • Отчет о движении денежных средств (форма 4);

    • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);

    • Пояснительная записка.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

  • ФЗ от 21.11.19996 года № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99 (приказ Минфина от 6 июля 1999 года № 43н);

  • Иными положениями по бухгалтерскому учету.

Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование». Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;

  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;

  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;

  • об остатках средств на конец отчетного периода.

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

  1. бухгалтерский баланс;

  2. отчет о прибылях и убытках;

  3. отчет о целевом использовании полученных средств, тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Важно!

Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/563@ «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ. Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет. В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.

Учетная политика НКО

При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/2008. ПБУ 1/2008 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

  • методы оценки активов и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля хозяйственных операций;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики некоммерческой организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.

Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» .

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

ГК РФ предусмотрена необходимость формирования уставного капитала некоммерческих организаций. Уставный (складочный) капитал образуется в том случае, если некоммерческая организация имеет статус юридического лица. Но большинство некоммерческих организаций создаются в такой форме, при которой их участники не имеют прав на переданное этим организациям имущество, и даже на членские взносы. Соответственно, они не отвечают по обязательствам этих некоммерческим организаций .

В этом случае образуется не уставный капитал, а уставный фонд. Возможность его формирования с использованием счета 80 «Уставный капитал» предусмотрена Планом счетов. В дальнейшем любой вклад в некоммерческую организацию в соответствии с ее уставными документами будем условно называть «уставный капитал». Порядок формирования долей учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставный капитал определяются в уставе и учредительном договоре .

Некоммерческие организации обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для выполнения их уставных целей. Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов .

Если некоммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется ею в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» .

В бухгалтерском учете некоммерческой организации ее доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, отражаются в порядке, установленном ПБУ 9/99 «Доходы организации», по кредиту счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (доходы, относящиеся к операционным и внереализационным) и 99 «Прибыли и убытки» (доходы, являющиеся чрезвычайными).

При осуществлении некоммерческой организацией предпринимательской деятельности основной проблемой, как правило, является учет расходов. Так как в соответствии с требованиями законодательства, некоммерческая организация обязана вести раздельный учет расходов по предпринимательской деятельности и расходов по уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью .

Некоммерческой организации следует самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учетной политике, т.к. порядок ведения раздельного учета расходов в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.

Отсутствие раздельного учета влечет за собой неблагоприятные последствия (от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации) .

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, рассчитанную на определенный период времени .

Под сметой принято понимать индивидуальный документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств на финансирование расходов организации.

Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями .

Сметное финансирование обеспечивает:

  • — достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • — накладные и административно-управленческие расходы;
  • — расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей.

Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Учет целевых средств, поступающих некоммерческой организации на ее содержание и ведение уставной деятельности, ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

  • 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
  • 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств 16.

По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражаются, в частности, вступительные и членские взносы от учредителей и участников некоммерческой организации, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления .

Целевые средства используются некоммерческой организацией строго в соответствии со сметой (финансовым планом) на финансирование расходов по содержанию некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности .

Имущество, приобретаемое некоммерческой организацией за счет целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учета имущества. Для этих целей в основном используются два счета: 08 «Вложения во внеоборотные активы» — при приобретении основных средств и 10 «Материалы» — при приобретении материалов, сырья, ценностей, предназначенных для дальнейшей безвозмездной передачи и т.п.

Каждая некоммерческая организация использует в своей уставной деятельности основные средства — помещения, офисную мебель, пишущие машинки, калькуляторы, компьютеры, ксероксы, и т.п.

При осуществлении операций с основными средствами некоммерческой организации следует в первую очередь руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств» .

Основные средства могут приобретаться некоммерческой организацией: за счет средств целевого финансирования; за счет доходов от предпринимательской деятельности, направленных специально на эти цели. Также некоммерческая организация может получать объекты основных средств от сторонних организаций и физических лиц безвозмездно.

Основные средства, приобретенные организацией за плату, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается исходя из суммы фактических затрат организации на их приобретение .

Первоначальная стоимость основных средств некоммерческой организации может изменяться только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 право производить переоценку основных средств предоставлено только коммерческим организациям. Поэтому на сегодняшний день некоммерческие организации не могут производить переоценку объектов основных средств.

Основные средства, поступающие к организации безвозмездно, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету .

При отражении поступления основных средств на синтетических счетах следует соблюдать два условия:

  • 1) производить записи с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
  • 2) относить НДС на счет 86 «Целевое финансирование» при оприходовании основных средств и введении их в эксплуатацию.

Согласно п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ объекты основных средств некоммерческих организаций не подлежат амортизации. Начисление износа по таким основным средствам производится в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. В то время как движение сумм износа по указанным объектам учитывается отдельно на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» .

При выбытии отдельных объектов основных средств сумма износа по ним списывается со счета 010 «Износ основных средств».

Аналитический учет по счету 010 «Износ основных средств» учитывается организацией по каждому объекту основных средств.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств зависит от причины, по которой тот или иной объект списывается с баланса, и от того, какой объект выбывает.

При списании объекта основных средств по причине морального или физического износа первоначальная (остаточная) стоимость этого объекта должна списываться за счет средств добавочного капитала при условии, что при приобретении указанного объекта источник финансирования был отражен организацией на счете учета добавочного капитала (т.е. фактически списание производится за счет тех средств, которые служили источником финансирования при приобретении списываемого объекта). Первоначальная стоимость таких основных средств списывается со счета 01 «Основные средства» непосредственно в дебет счета 83 «Добавочный капитал» без промежуточной проводки с использованием субсчета «Выбытие основных средств», открываемого к счету 01 «Основные средства», рекомендованной Инструкцией по применению Плана счетов .

Если некоммерческая организация имеет на балансе нематериальные активы, то при порядке учета этих активов, организации следует руководствоваться правилами, содержащимися в ПБУ 14/2007, но с одним ограничением: некоммерческая организация не имеет права начислять амортизацию по нематериальным активам .

В состав нематериальных активов некоммерческой организации должны включаться только те активы, которые удовлетворяют критериям, содержащимся в п. 3 ПБУ 14/2007. При этом определение первоначальной стоимости нематериальных активов должно осуществляться в соответствии с правилами, изложенными в разделе II «Оценка нематериальных активов» .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *