Виды налоговых рисков

Автор: | 22.12.2018

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос.

Налоговые риски: виды

Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.

III — риски субъективного плана Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос.

Налоговые риски: налогоплательщики и государство

Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.

III — риски субъективного плана Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.
III — риски субъективного плана Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов.

    Налоговые риски и их оценка

    У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;

  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Методические основы анализа налоговых рисков

Для оценки вариантов налоговых решений по их рисковой составляющей аналитическую деятельность методически правильно организовать в виде следующих этапов:

1-й этап — определение условий сравнения: целей налогового решения и задач, стоящих перед его оценкой; временного интервала (момента) оценки; требований к используемой налоговой и неналоговой информации и возможности их выполнения;

2-й этап — формирование показателя — критерия сравнения — необходимо осуществлять, руководствуясь определенными принципами: соответствие экономического содержания показателя целям оценки, соответствие исходной информации требованиям, корректность построения показателя и рекомендуемых значений;

3-й этап — расчет значений критерия по всем сравниваемым вариантам, их оценка и аналитическая интерпретация для принятия наиболее обоснованного решения.

При оценке риска анализируют две его составляющие: вероятность наступления и характер ущерба.

Вероятность наступления риска может быть определена объективным или субъективным методом. Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит рисковое событие. Субъективный метод определения вероятности основан на использовании различных предположений: суждений оценивающего, его личного опыта, оценки эксперта и т.п. Когда вероятность определяется субъективно, то различными субъектами анализа может устанавливаться разное ее значение для одного и того же события.

В качестве субъективных методов анализа уровня рисков возможно применение таких качественных методов, как аналогии, Due Diligence (должное внимание), "дерево решений", "Монте-Карло". Их используют при отсутствии необходимой статистической информации, позволяющей определить вероятность наступления неблагоприятного налогового события (штрафов и пени).

Метод аналогии заключается в сравнении вида, размера и причин возникновения или изменения конкретного анализируемого риска с аналогичной ситуацией.

Метод Due Diligence основывается на сборе и анализе информации об изменениях во внешней среде.

Метод построения "дерева решений" предполагает выделение обозримого количества рассматриваемых вариантов ситуации и заключается в оценке вероятности их реализации и определения количественных и качественных параметров риска, на основе которых прогнозируются ключевые события, служащие базой для выбора приемлемого варианта развития риска.

Метод "Монте-Карло" является методом формализованного описания неопределенности, применяемым в наиболее сложных для прогнозирования ситуациях и основанным на имитационном моделировании.

Методы количественной оценки рисков приводятся в работах многих современных ученых. Практически все методы основаны на зависимостях, определяемых в теории вероятности.

Наиболее часто в работах отечественных ученых для оценки различных видов финансовых рисков используются такие показатели, как математическое ожидание, среднеквадратическое отклонение действительного значения случайной величины от наиболее ожидаемого значения, дисперсия, коэффициент вариации. Эти показатели с учетом особенностей налоговых рисков рекомендуем использовать в случаях, когда воздействие затрагивает не один налог, а их совокупность.

Для анализа налоговых рисков рекомендуем использовать следующие вероятностные показатели изменения параметров налогообложения:

1. Средняя доходность изменения параметров налогообложения (X ) —
ср
величина средней экономии от правомерного изменения параметров
налогообложения налогоплательщиком. Рассчитывается как показатель
математического ожидания:
— ¬
n ¦ 1 ¦
X = SUM ¦Ш x (Н — Н )¦,
ср i=1 ¦ i i i ¦
L —

где i от 1 до n — число налогов, величина которых изменяется вследствие изменения параметров налогообложения;

Ш — вероятность благоприятного исхода (отсутствия штрафных санкций) по
i
i-му налогу;
Н — сумма i-го налога до оптимизации;
i
1
Н — сумма i-го налога после изменения параметров налогообложения.
i
2. Изменение суммы конкретного налога в результате изменения параметров
налогообложения (X ). Показывает, насколько уменьшатся начисления по i-му
i
налогу вследствие изменения совокупности параметров налогообложения:
1
X = Н — Н .
i i i
3. Риск изменения параметров налогообложения (сигма ) — показатель
x
абсолютной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как
среднеквадратическое отклонение действительного снижения совокупности сумм
начислений по налогам (X ) от их наиболее ожидаемого значения (X )
i ср
средней доходности изменения параметров налогообложения:
___________________
/n 2 1
сигма = /SUM (X — X ) x Ш ,
x / i=1 i ср i
1
где Ш — вероятность неблагоприятного исхода (применения штрафных
i
санкций по i-му налогу):
1
Ш = 1 — Ш .
i i
4. Соотношение риска и доходности изменения параметров налогообложения
(I ). Выражает показатель относительной колеблемости налогового риска,
x
рассчитываемый как коэффициент вариации:
I = сигма / X .
x x ср

Пример. Определим наиболее выгодный и наиболее безопасный вариант проведения налоговой оптимизации на основании следующих исходных данных:

  • величина налога до проведения оптимизации составила 20 тыс. руб.;
  • по варианту оптимизации "A" эта сумма может быть уменьшена до 18 тыс. руб.;
  • по варианту оптимизации "B" — до 15 тыс. руб.

Вероятность применения штрафных санкций налоговыми органами оценивается экспертом для варианта "A" в 10%, для варианта "B" — в 20%.

Решение:

1. Определим предполагаемую среднюю доходность (X ) проведения
ср
оптимизации (математическое ожидание):

а) для варианта "A"

X = (20 — 18) x (1 — 0,1) = 1,8 тыс. руб.;
ср

б) для варианта "B"

X = (20 — 15) x (1 — 0,2) = 4 тыс. руб.
ср

  1. Определим риск операции налоговой оптимизации (среднеквадратическое отклонение действительного значения случайной величины от ее наиболее ожидаемого значения):

а) для варианта "A"

_____________________
/ 2
сигма = /(20 — 18 — 1,8) x 0,1 = 0,063;
x /

б) для варианта "B"

___________________
/ 2
сигма = /(20 — 15 — 4) x 0,2 = 0,447.
x /

На основании проведенных расчетов очевидно, что с точки зрения доходности наиболее предпочтительным является вариант "B", а с точки зрения риска — вариант "A".

  1. Рассчитаем коэффициент вариации и сопоставим его значение для рассматриваемых вариантов:

а) для варианта "A": I = 0,063 / 1,8 = 0,035;
x
б) для варианта "B": I = 0,447 / 4 = 0,112.
x

Значения полученных коэффициентов вариации свидетельствуют о том, что соотношение риска и доходности больше для варианта "B", т.е. на единицу полученной в результате оптимизации экономии в случае варианта "B" приходится больший риск, следовательно, этот вариант менее целесообразный и наиболее рациональным будет выбор варианта "A".

Рассмотренные в примере показатели можно использовать в случаях, когда
воздействие затрагивает не один налог, а их совокупность. Причем
вероятность возникновения штрафных санкций может возникать в этом случае не
только по одному, но и по нескольким налогам, налоговые базы которых
находятся для исследуемой организации в определенной зависимости.
Недостатком описанного в примере способа расчета является отсутствие в
представленных вычислениях показателя прогнозной величины штрафных санкций.
Этот недостаток легко устраняется уменьшением суммы средней доходности
изменения параметров налогообложения (X ) на величину предполагаемых
i
штрафных санкций.

Для сравнения вариантов налоговых решений полезным будет критерий, соответствующий следующим характеристикам сравнения:

  • предполагает сравнение базисного варианта (в обычном режиме) с предлагаемым (одним вариантом изменения параметров налогообложения);
  • представляет собой инструмент одновариантного двухфакторного сравнения;
  • это абсолютное сравнение (разность показателей) на основе показателей следующего экономического содержания налоговых и других (оптимизационных) издержек и риска (в виде потенциальных санкций). Перечисленным характеристикам соответствует следующее выражение критерия сравнения, предложенного А.Н. Медведевым:

Ц + Н + Р < Н ,
но опт об
где Ц — стоимость мероприятий налоговой оптимизации;
но
Н — сумма налоговых платежей после оптимизационного воздействия;
опт
Н — налоговые платежи в обычном режиме;
об

Р — риски налоговой минимизации (стоимостное выражение).

Этот критерий можно использовать для оценки целесообразности одного варианта изменения параметров налогообложения. Критерий носит индикативный характер. Если заложенное в нем неравенство выполняется, то рассматриваемое (названное в критерии оптимизационным) решение целесообразно, если не выполняется — нецелесообразно. Аналитическое выражение критерия позволяет при его расчете учитывать стоимость мероприятий по организации оптимизационного воздействия и стоимостное выражение потенциального ущерба.

Пример. Проанализируем целесообразность действий по налоговой оптимизации, используя критерий А.Н. Медведева, на основании следующих данных:

величина доходов, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль организаций, — 40 млн руб.;

величина расходов до проведения оптимизации — 26 млн руб., после ее проведения правомерным способом — 30 млн руб.;

стоимость мероприятий по налоговой оптимизации — 40 тыс. руб.;

оценочная величина риска — 600 тыс. руб.

Решение:

  1. Рассчитаем величину налогооблагаемой прибыли:

а) до проведения оптимизации

40 — 26 = 14 млн руб.;

б) с учетом оптимизации

40 — 30 = 10 млн руб.

  1. Определим величину налога на прибыль организаций:

а) до проведения оптимизации

14 млн руб. x 0,20 = 2,8 млн руб.;

б) с учетом оптимизации

10 млн руб. x 0,20 = 2,0 млн руб.

  1. Осуществим расчет критерия для проведения операции оптимизации и оценим его выполнение для данного случая:

2,8 > (2,0 + 0,04 + 0,6),

2,8 > 2,64.

На основании представленных исходных данных можно сделать вывод о том, что проведение рассматриваемого варианта оптимизации целесообразно, поскольку заложенное в критерий неравенство выполняется, т.е. сумма налоговых издержек в результате проведения операции оптимизации будет меньше, чем до ее проведения.

Рассмотренный критерий А.Н. Медведева имеет определенные ограничения по использованию в оценке налоговых рисков. Во-первых, он не может быть использован для сравнения двух и более вариантов воздействия на параметры налогообложения. Во-вторых, при количественной оценке рисков налоговой оптимизации никак не оговаривается механизм исчисления оценочной величины риска с учетом вероятности его наступления и масштаба возможных неблагоприятных последствий.

Для преодоления первого и отчасти второго недостатка может применяться способ совмещения при оценке налоговых рисков, традиционно используемых при оценке финансовых рисков показателей с критерием А.Н. Медведева. Однако полное преодоление методической проблемы оценки налоговых рисков возможно только тогда, когда будет существовать статистика о видах налоговых ошибок и правонарушений и примененных по ним санкциям. Налоговый риск, как и любой риск, должен иметь математически выраженную вероятность наступления потери, которая должна опираться на статистические данные либо в случае их отсутствия на экспертные оценки такой вероятности.

Одним из основных факторов, инициирующих налоговые риски, являются ошибки. Вероятность ошибок зависит от ряда следующих аспектов: квалификации учетных работников, их количества в организации, сложности и объема отражаемых ими в учетных регистрах хозяйственных операций, а также в ряде случаев их масштаба.

Чтобы количественно определить величину налогового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. В связи с отсутствием достаточной статистической информации представление о частоте возникновения налоговых ошибок могут дать сегодня только экспертные оценки, основанные на личном опыте и анализе арбитражной практики.

Литература

  1. Бондарчук Н.В., Грачева М.Е. и др. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования / Н.В. Бондарчук, М.Е. Грачева, А.Ф. Ионова, З.М. Карпасова, Н.Н.

    Discovered

    Селезнева. М.: Информбюро, 2009. 304 с.

  2. Цыркунова Г.А., Мигунова М.И. Налоговые риски: сущность и классификация // Проблемы современной экономики. 2006. N 1(17). http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21285.
  3. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут, 2007.

Н.В.Климова

Д. э. н.,

профессор,

заведующая кафедрой

экономического анализа и налогов

Академии маркетинга

и социально-информационных технологий

Дата: 2017-04-07 08:06:30 
Размер: 87.5 Кб 
Скачано: 91  раз

Контрольная работа по дисциплине «Налоговое планирование»
Тема: Налоговые риски
Объем — 15 страниц
Год защиты — 2015

Содержание

Введение
Понятие и классификация налоговых рисков
Меры, способствующие снижению налогового риска
Заключение
Задача
Список использованной литературы

Введение

В практике существует достаточно большое количество способов снижения риска налоговых ошибок. Если на предприятии уделить данному направлению должное внимание, то результат не заставит себя долго ждать.
Налоговые риски – одни из наиболее актуальных в современном бизнесе. Как показывает практика, их реализация может привести не только к фискальным потерям для предприятия, но и к более серьезным последствиям для бизнеса, таким как:
• ущерб деловой репутации;
• падение капитализации;
• арест имущества предприятия и, соответственно, временный "паралич" его деятельности;
• уголовное преследование руководителей компании;
• прекращение действия лицензий на осуществление деятельности;
• банкротство.
Предприятие не может по своему усмотрению изменять налоговое или бухгалтерское законодательство. У него отсутствует возможность управлять налоговыми рисками непосредственно.

Заключение договоров и налоговые риски: о чем нельзя забывать

Однако необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д.
Целью данной работы – рассмотреть теоретические основы снижения риска налоговых ошибок.
Исходя из вышепоставленной цели, вытекают следующие задачи:
• Рассмотреть меры, способствующие снижению налогового риска;
• Рассмотреть практические способы уменьшения риска налоговых ошибок.
В работе были использованы труды следующих авторов: Евстигнеев Е. Н.; Гончаренко Л. И.; Миляков Н.В. и др.
Понятие и классификация налоговых рисков
Налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов.
Можно выделить несколько видов налоговых рисков:
• риски налогового контроля;
• риски усиления налогового бремени;
• риски уголовного преследования.
• Риски налогового контроля
Потери связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками.
Налоговый кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения.
Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.
Риски усиления налогового бремени
Это риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот.
Риски уголовного преследования
Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ.
Для руководителей крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки, формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела приближается к 100%. Это происходит из-за того, что критерий существенности неуплаты налогов, приводящий к уголовному преследованию, установлен УК РФ в размере 100 000 рублей. Для малых предприятий такой показатель, наверное, является обоснованным, для крупных такой критерий представляется крайне заниженным.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *