Вложения в нефинансовые активы

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Особенности организации учета вложений в нефинансовые активы в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 657.2

Алиева Надживат Магомедовна

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Россия, г. Махачкала1 Старший преподаватель E-mail: nadjivat20@mail.ru

Особенности организации учета вложений в нефинансовые активы в бюджетных учреждениях

1 367000, Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, д. 43а

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации бухгалтерского учета вложений в нефинансовые активы.

Нефинансовые активы являются инструментом, который дает учреждению возможность осуществлять свою производственно-хозяйственную деятельность. Нефинансовые активы составляют значительную часть стоимости имущества любого бюджетного учреждения, а затраты на них занимают существенную долю в расходах организации бюджетной сферы.

В данной статье определены основные нормативные документы, определяющие существующий на сегодняшний день порядок учета вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, а также непроизведенных активов в бюджетных учреждениях. Автор описывает алгоритм отражения фактических затрат на счетах бухгалтерского учета формирующих первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов и принятия данных объектов к учету.

Дана характеристика основного синтетического счета 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», а также перечислены счета аналитического учета первого уровня. Приведено пошаговое описание открытие и закрытие калькуляционного счета по учету вложений в нефинансовые активы. Рассмотрены различные ситуации поступления нефинансовых активов в бюджетное учреждение, в частности: приобретение, строительство объектов хозяйственным способом и подрядным.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; нефинансовые активы; капитальные вложения; основные средства; непроизведенные активы; нематериальные активы; затраты.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Алиева Н.М. Особенности организации учета вложений в нефинансовые активы в бюджетных учреждениях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/138EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/138EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (ноябрь — декабрь 2015)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

Основными нормативными документами определяющие порядок организации бухгалтерского учета капитальных вложений в нефинансовые активы являются:

1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 01 декабря 2010 г. №157н.

2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» от 16 декабря 2010 г. №174н.

Согласно Инструкции №157н имущество государственных учреждений подразделяется на две группы нефинансовые активы и финансовые активы. Состав нефинансовых активов представлен на рисунке 1.

нематериальные активы

непроизведенные активы

основные средства

материальные запасы

Рисунок 1. Состав нефинансовых активов бюджетного учреждения (составлено автором)

Признание нефинансовых активов в учете осуществляется при их стоимостной оценке. Инструкция №157н определяет, что данные объекты должны быть приняты к учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость — это сумма фактических затрат осуществляемых в связи с приобретением, созданием, строительством, сооружением нефинансовых активов .

Фактические затраты признаются в качестве вложений и являются объектом учета.

Достоверность данных учета вложений в нефинансовые активы обеспечивается за счет:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. своевременного составления первичных учетных документов;

2. своевременного, полного, достоверного отражения всех затрат по строительству, модернизации, приобретению объектов нефинансовых активов;

3. обеспечения контроля за ходом выполнения строительства и вводом объектов в эксплуатацию;

4. правильного исчисления первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов;

5. надлежащего контроля за наличием и использованием источников финансирования вложений.

Инструкцией №157н предусмотрен бухгалтерский счет 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Счет предназначен для учета вложений в объеме фактических затрат

учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве, создании, модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов. Это активный счет, сальдо которого показывает стоимость незавершенных строительных работ или незавершенного процесса приобретения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

С целью контроля за целевым использованием бюджетных средств выделенных для осуществления вложений в основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы к счету 106 00 000 открываются аналитические счета первого уровня :

1. 106 10 000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»;

2. 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»;

3. 106 40 000 «Вложения в предметы лизинга».

Общая схема учета вложений в нефинансовые активы состоит из определенных этапов, в частности:

1. расходы по приобретению, строительству, модернизации изготовлению объектов нефинансовых активов, затраты, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ предварительно аккумулируются на счете 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» по дебету;

2. по завершении процесса строительства, модернизации или изготовления объектов нефинансовых активов, а также по окончании работ, связанных с доведением приобретенных объектов до состояния готовности, в котором они пригодны к использованию, объекты нефинансовых активов вводятся в эксплуатацию, а их стоимость списывается со счета 106 00 000 по кредиту на счета учета конкретного вида нефинансового актива.

Учет капитальных вложений ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления. В соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 1 июля 2013 г. №65н, вложения в нефинансовые активы отражаются по следующим статьям КОСГУ:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» — относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию основных средств;

2. статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» — относятся расходы по оплате договоров на приобретение в собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, на товарные знаки и знаки обслуживания, на научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

3. статья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» — относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов (земля, ресурсы недр и пр.);

4. статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств»;

5. статья 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

6. статья 430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов».

Рассмотрим порядок отражения вложений в учете бюджетного учреждения на примере.

За счет выделенных из бюджета субсидий Дагестанский филиал ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» приобрел транспортное средство. Поставщику необходимо оплатить 1 416 000 руб. (в том числе НДС — 216 000 руб.). Учреждение воспользовалось услугами транспортной организации. Стоимость доставки объекта составила 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).

Согласно статьи 171 НК РФ бюджетное учреждение не имеет право принять к вычету НДС выставленный поставщиком, если объекты нефинансовых активов приобретаются за счет средств субсидий .

В таблице 1 приведен алгоритм отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данных фактов хозяйственной жизни.

Таблица 1

Журнал операций по учету вложений в основные средства (составлено автором)

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.

1. Учтены затраты на приобретение транспортного средства 4 106 31 310 4 302 31 730 1 416 000,0

2. Учтены затраты на доставку транспортного средства 4 106 31 310 4 302 22 730 23 600,0

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Принят к учету объект 4 101 35 310 4 106 31 410 1 439 600,0

Строительство зданий и сооружений, как мы знаем, может осуществляться бюджетным учреждением либо собственными силами, либо подрядным способом.

Рассмотрим алгоритм отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения строительно-монтажные работы с использованием двух вариантов.

В соответствии с бюджетной классификацией расходы на оплату договоров на строительство объектов относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Учреждения, которые ведут строительство, на данную статью относят расходы, связанные с оплатой договоров на выполнение :

1. проектных и изыскательских работ;

2. предпроектных и проектных работ по подготовке проектно-сметной документации и ее экспертизе;

3. пусконаладочных работ, необходимых для ввода объекта.

В таблице 2 показаны бухгалтерские записи по учету затрат на строительство здания за счет выделенных субсидий для выполнения государственного задания.

Таблица 2

Журнал операций по учету капитальных вложений в строительство объектов основных средств (составлено автором)

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.

Строительство подрядным способом

1. На основании подписанного Акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) отражены затраты на строительство здания за первый год 4 106 11 310 4 302 31 730 3 000,0

2. За выполненные работы перечислены с лицевого счета денежные средства на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма№КС-3) 4 302 31 830 4 305 05 310 3 000,0

3. Отражены затраты на строительство за второй год 4 106 11 310 4 302 31 730 5 000,0

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Отражены затраты на строительство за третий год 4106 11 310 4 302 31 730 4 500,0

5. Веден в эксплуатацию объект на основании Акта о приеме-передаче здания (сооружения), документов подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости 4 101 12 310 4 106 11 410 12 500,0

Строительство хозяйственным способом

1. Использованы строительные материалы на строительство здания 4 106 11 310 4 105 34 440 590,0

2. Начислена амортизация основных средств, используемых при строительстве 4 106 11 310 4 104 34 410 26,0

3. На увеличение вложений отнесена заработная плата работников 4 106 11 310 4 302 11 730 250,0

4. На увеличение вложений отнесена стоимость транспортных услуг 4 103 11 310 4 302 22 730 49,0

5. Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев 4 106 11 310 4 303 06 730 0,5

6. Произведены отчисления в ФСС 4 106 11 310 4 303 02 273 7,25

7. Произведены отчисления в ФФОМС 4 106 11 310 4 303 07 730 12,75

8. Введено в эксплуатацию выстроенное здание 4 101 12 310 4 106 11 410 935,5

Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов возможно только в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации. При этом затраты отражаются на счете 106 00 000 увеличивая стоимость нефинансовых активов, после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ .

Важно отметить, осуществленные расходы отражаются на счете 106 00 000 в случае, если результаты проведенных работ изменяют, улучшают первоначальные нормативные показатели функционирования объекта нефинансовых активов .

Затраты на модернизацию объектов основных средств отражаются в учете бухгалтерской записью:

Д 0 106 31 310 К 1 302 31 730

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

После окончания работ по модернизации подписывается Акт о приеме — сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств и на основании него составляется в учете проводка:

Д 0 101 34 310 К 0 106 31 410

При необходимости бюджетные учреждения могут приобретать непроизведенные активы. Объектами непроизведенных активов, признаются активы, используемые в процессе деятельности учреждения, которые не являются продуктами производства и права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

К объектам непроизведенных активов относят землю, ресурсы недр, прочие непроизведенные активы. В качестве объекта учета непроизведенные активы становятся в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот, то есть с данными активами должны быть осуществлены действия: покупка, продажа, передача. При этом необходимо учесть требования установленные статьей 27 Земельного кодекса касающиеся ограничения оборотоспособности земельных участков.

Только те земельные участки, по которым у учреждения имеется право распоряжения в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, подлежат принятию к бухгалтерскому учету. При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бухгалтерскому учету, если учреждение не вправе распоряжаться земельным участком.

Рассмотрим порядок учета вложений в непроизведенные активы (табл. 3).

Таблица 3

Журнал операций по учету вложений в непроизведенные активы (составлено автором)

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.

1. Отражены затраты на приобретение земельного участка 4 106 13 330 4 302 33 730 1 000,0

2. Отражены расходы на регистрацию земельного участка 4 106 13 330 4 302 26 730 12,0

3. Принят к учету земельный участок 4 103 11 330 4 106 13 330 1012,0

Далее рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение приобретает нематериальный актив. Учреждением приобретено исключительное права на программный продукт за 94 400 руб. (в том числе НДС — 14 400 руб.) за счет средств от деятельности, приносящей доход.

Затраты, связанные с юридическим оформлением прав собственности на нематериальный актив, составили 1770 руб. (в том числе НДС — 270 руб.). В данной ситуации будут составлены бухгалтерские проводки, отраженные в таблице 4.

Таблица 4

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Журнал операций по учету вложений в нематериальные активы (составлено автором)

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.

1. Отражены затраты на приобретение прав на 4 106 32 320 4 302 32 730 94,4

программный продукт

2. Отражены затраты по юридическому оформлению 4 106 32 320 4 302 26 730 1,77

программы

3. Принят к учету объект нематериального актива 4 102 30 320 4 106 32 420 96,17

Аналитический учет капитальных вложений ведется по каждому строящемуся, реконструируемому, модернизируемому, приобретаемому, изготавливаемому, создаваемому объекту нефинансовых активов в Многографной карточке .

Синтетический учет операций по принятию к учету нефинансовых активов в сумме произведенных фактических вложений ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов .

Важно отметить, что достоверность, правильность, точность учетных данных, формирующие учетные регистры, а на их основе отчетность бюджетного учреждения зависит от правильной организации учета капитальных вложений. Необходимо знать точно классификацию расходов, статьи КОСГУ для того, чтобы не искажать и правильно отразить в учете факты хозяйственной деятельности связанные с капитальными вложениями в нефинансовые активы.

Итак, организация учета фактических вложений является достаточно сложным участком учета. Механизм учета усложнен аналитикой, но подробная детализация обеспечивает прозрачность и достоверность информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В.В. Вложения в нефинансовые активы в учете учреждения бюджетной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2013. — №8 (320). — С. 19-23.

2. Алиева Н.М. Учет подаренного имущества в казенных учреждениях // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — №3. — С. 36-41.

3. Алиева Н.М. Учет основных средств как предмета лизинга в бюджетных учреждениях // Актуальные вопросы экономических наук. — 2011. — №23. — С. 9296.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Алиева Н.М. Особенности бюджетного учета основных средств // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2010. — №2-3. — С. 9-13.

5. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2013. — №17 (329). — С. 2-9.

6. Грезина Т.П. Учет нефинансовых активов имущества казны // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2012. — №18 (306). — С. 717.

7. Карасева А.К., Мягкова С.В. Затраты на приобретение основных средств: бухгалтерский учет и налогообложение // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2015. — №12 (372). — С. 28-30.

8. Левина О.К., Монако О.В. Бухгалтерский учет вновь созданных объектов основных средств бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2015. — №6 (366). — С. 11-13.

9. Слабинская И.А., Ровенских В.А. Земельные участки: особенности бухгалтерского и налогового учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2013. — №1. — С. 27-30.

10. Слуцкер В.С. Налогообложение приносящей доход деятельности бюджетных и казенных учреждений // Финансовый справочник бюджетной организации. -2011. — №6. — С. 20 — 28.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Alieva Nadjivat Magomedovna

Dagestan State University Russia, Makhachkala E-mail: nadjivat20@mail.ru

Features of the organization account for investments in non-financial assets in budgetary institutions

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:

1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:

  • Дт 10 Кт 60 (регистрируется поступление МПЗ на склад организации);
  • Дт 19.3 Кт 60 (регистрируется сумма НДС по полученным материалам);
  • Дт 68 Кт 19.3 (отражается вычет по НДС);
  • Дт 60 Кт 51 (отражается оплата поставленных материалов).

2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).

Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.

3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, но со значительными ограничениями — переоценку материальных запасов.

Переоценка МПЗ может быть осуществлена только в случае, если это прямо разрешено законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01). Например, МПЗ могут быть подвергнуты переоценке (уценке), если за время нахождения на балансе организации они устарели, утеряли полезные свойства или же если их рыночная стоимость снизилась (п. 25 ПБУ 5/01). Уцененные МПЗ в этом случае отражаются в балансе организации за минусом резерва под снижение их стоимости, который формируется на разницу между текущей стоимостью (по рыночным критериям) и фактической себестоимостью МПЗ (при условии, что стоимость МПЗ по балансу оказалось выше результатов оценки).

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:

1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:

  • включенных в Единый план (утвержденный приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н;
  • включенных в специальные планы счетов для казенных, автономных и бюджетных учреждений (данные планы, однако, составлены на основе Единого плана с учетом специфики деятельности соответствующих учреждений).

Узнать больше о применении счетов бухучета учреждениями бюджетной системы вы можете в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2016 год».

2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.

Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).

Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.

3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.

Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.

Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.

Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении (с 2015 года и позднее)

Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.

Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:

  • Дт 105 35 000, Кт 302 34 000 (если инвентарь поступил в учреждение по одному договору);
  • Дт 105 35 000, Кт 106 34 000 (при поступлении инвентаря по нескольким договорам).

Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):

  • Дт 106 34 000, Кт 302 34 000 (отражены расходы на покупку инвентаря);
  • Дт 106 34 000 Кт 302 22 000 (отражены прочие расходы — например, на доставку от продавца).

Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:

  • Дт 302 34 000, Кт 201 11 000 (оплачен инвентарь);
  • Дт 302 22 000, Кт 201 11 000 (оплачены дополнительные расходы — транспортные).

Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.

Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:

  • Дт 401 20 272, Кт 109 70 272;
  • Дт 109 70 272, Кт 105 35 000.

В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.

Учет вложений в нефинансовые активы

  • Для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда,…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)
  • Правила ведения аналитического учета вложений в нефинансовые активы

    Аналитический учет по счету 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» ведется в Многографной карточке (рис. 10.1) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модер- Таблица 10.3. Учет операций по формированию фактических вложений в нефинансовые активы Документ…
    (Бюджетный учет и отчетность)

  • Сущность учета вложений в объекты нефинансовых активов

    Согласно Инструкции № 157н счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании),…
    (Бюджетный учет и отчетность)

  • Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств

    2.1. В целях обеспечения сохранности материальных ценностей и для достоверности данных бюджетного учета учреждение проводит инвентаризацию в порядке, устанавливаемом ежегодно приказом руководителя в следующие сроки: — основных средств — по состоянию на 1 октября; — при смене материально ответственных…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • Учет нефинансовых активов

    Учет основных средств, нематериальных и непроизведенных активов Нефинансовые активы учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется по бюджетной смете, включают в себя основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, имущество казны, затраты на изготовление…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

    После изучения материалов данной главы студент должен: знать • классификацию нефинансовых активов, • группы учета основных средств; • критерии отнесения к особо ценному имуществу; • бухгалтерские записи но учету нефинансовых активов; • учет готовой продукции, товаров и торговой надбавки; • основные…
    (Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях)

  • Операции с нефинансовыми активами

    Данный этан экономического оборота отражает процессы, связанные с движением нефинансовых активов в экономике. В общем случае в СПС понятие экономический актив определяется как экономический объект, на который распространяются права собственности и владение или использование которого в течение…
    (Социально-экономическая статистика)

  • Вложения финансовых ресурсов. Активы и пассивы. Финансовый рычаг

    Вложения финансовых ресурсов отражают не только финансовый баланс, или баланс доходов и расходов, но и (по остаткам средств на месячную, квартальную, годовую дату) бухгалтерский баланс, уравновешивающий активы и пассивы хозяйствующего субъекта. Напомним краткое определение активов и пассивов как частей…
    (Финансовый менеджмент)

  • В результате изучения главы 10 студент должен: знать • основные понятия, классификацию и сущность учета вложений в объекты нефинансовых активов; • аналитический и синтетический учет вложений в объекты нефинансовых активов: бухгалтерский учет и документальное оформление операций по вложениям в…
    (Бюджетный учет и отчетность)

Вложения в нефинансовые активы в учете учреждения бюджетной сферы (Авдеев В.В.)

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Об этом сказано в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Учреждения в зависимости от того, кто их создал, могут быть частными (создаются гражданами или юридическими лицами), государственными или муниципальными (создаются соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Вложения в нефинансовые активы учреждений бюджетной сферы представляют собой совокупность фактических затрат учреждения при их приобретении, строительстве, модернизации, изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.
Учет вложений в нефинансовые активы, к которым относятся основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, ведется на счете 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», предназначенном для этих целей Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Отметим, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, в которых учтены особенности бухгалтерского учета всех участников бюджетного процесса, разработаны Планы счетов и Инструкции по их применению отдельно для каждого вида учреждений: казенных, бюджетных и автономных.
План счетов для казенных учреждений регламентируется Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Если учреждение является бюджетным, то следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н. Если же учреждение является автономным, то Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Учет вложений в нефинансовые активы ведется на следующих счетах:
— 010601000 «Капитальные вложения в основные средства»;
— 010602000 «Капитальные вложения в нематериальные активы»;
— 010603000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы»;
— 010604000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».
Счет 010601000 «Капитальные вложения в основные средства». Предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней.
К учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 мес., предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг) (п. 38 Инструкции N 157н).
Счет 010602000 «Капитальные вложения в нематериальные активы». Предназначен для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, созданием, модернизацией объектов нематериальных активов.
К нематериальным активам согласно п. 56 Инструкции N 157н относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
— объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
— отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
— возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
— не предполагается последующая перепродажа данного актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
— наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патентов, свидетельств, других охранных документов, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документов, подтверждающих переход исключительного права без договора и тому подобное) или исключительное право на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Счет 010603000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы». Предназначен для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.
К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, право собственности на которые должно быть установлено и законодательно закреплено (земля, недра и пр.), используемые в процессе деятельности учреждения (п. 70 Инструкции N 157н).
Счет 010604000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Предназначен для учета операций по изготовлению учреждением материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения и не предназначенных для продажи (реализации), а также для учета операций, связанных с приобретением материальных запасов (при отражении произведенных вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость объекта материальных запасов).
В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС).
Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Порядок определения первоначальной (фактической) стоимости объектов нефинансовых активов установлен отдельно для следующих ситуаций:
— получение по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (п. 24 Инструкции N 157н);
— получение по договору дарения (п. 25 Инструкции N 157н);
— получение в рамках договора лизинга (сублизинга) (п. 26 Инструкции N 157н).
При получении объектов нефинансовых активов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, первоначальной стоимостью признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.
Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы.
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.
При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:
— данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Пример 1. Между организацией А и бюджетным учреждением Б заключен договор дарения. Согласно договору организация А передает в собственность учреждению Б патент на изобретение. Рыночная стоимость патента составляет 50 000 руб. Расходы учреждения по оплате услуг патентного поверенного составили 1500 руб. (оплата произведена за счет средств от приносящей доход деятельности). Учреждение намерено использовать изобретение при оказании платных услуг.
В бухгалтерском учете учреждения Б данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Д-т сч. 2 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 401 10 180 «Прочие доходы» — сформирована первоначальная стоимость нематериального актива (НМА) в части рыночной стоимости полученного патента на сумму 50 000 руб.;
Д-т сч. 2 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» К-т сч. 2 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» — сформирована первоначальная стоимость НМА в части расходов по оплате услуг патентного поверенного на сумму 1500 руб.;
Д-т сч. 2 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 2 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» — принят к учету в составе НМА патент на изобретение на сумму 48 500 руб. (50 000 руб. — 1500 руб.).
В целях налогообложения прибыли полученное учреждением исключительное право на изобретение со сроком полезного использования более 12 мес. признается НМА, первоначальная стоимость которого определяется как сумма расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования. На это указывает п. 3 ст. 257 НК РФ.
Таким образом, в целях налогового учета первоначальная стоимость НМА в рассмотренном примере равна сумме расходов по оплате услуг патентного поверенного.
Первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на их приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. При этом в расходы лизингодателя не включаются суммы налогов, подлежащие вычету или учитываемые в составе расходов.
Решение о принятии к учету имущества, являющегося предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя определяется по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).
Пример 2. (Для упрощения примера начисление амортизации рассматривать не будем.) Бюджетное учреждение А получило от организации Б в лизинг оборудование (с правом его выкупа) сроком на 4 года (48 мес.). В договоре лизинга стоимость оборудования оценена в 300 000 руб. Сумма расходов организации Б на приобретение оборудования равна 270 000 руб. Ежемесячный лизинговый платеж по договору составляет 6250 руб. (оплата производится за счет средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение государственного задания). Имущество по соглашению сторон учитывается на балансе лизингополучателя.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения А будут сделаны следующие записи:
Д-т сч. 4 106 41 310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга» К-т сч. 4 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — получено оборудование по договору лизинга на сумму 270 000 руб.;
Д-т сч. 4 109 60 224 «Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» К-т сч. 4 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом» — отражена разница между суммой договора лизинга и расходами организации Б на приобретение оборудования на сумму 30 000 руб. (300 000 руб. — 270 000 руб.);
Д-т сч. 4 101 44 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования — предметов лизинга» К-т сч. 4 106 41 310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга» — принято к учету оборудование на сумму 270 000 руб.;
Д-т сч. 4 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» К-т сч. 4 201 11 610 «Перечисление денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислен ежемесячный лизинговый платеж (выкуп оборудования) на сумму 5625 руб. (270 000 руб. / 48 мес.);
Д-т сч. 4 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» К-т сч. 4 201 11 610 «Перечисление денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислен ежемесячный лизинговый платеж (выкуп оборудования) на сумму 5625 руб. (270 000 руб. / 48 мес.);
Д-т сч. 4 302 24 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом» К-т сч. 4 201 11 610 «Перечисление денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислен ежемесячный лизинговый платеж на сумму 625 руб. (30 000 руб. / 48 мес.);
Д-т сч. 4 101 34 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения» К-т сч. 4 101 44 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования — предметов лизинга» — принято к учету оборудование в состав основных средств на сумму 270 000 руб.
В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов с учетом ее изменений является балансовой стоимостью этих нефинансовых активов. При этом данная балансовая стоимость может изменяться в случаях:
— достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов;
— частичной ликвидации (разукомплектации) объектов нефинансовых активов;
— переоценки объектов нефинансовых активов.
Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и тому подобное) по результатам проведенных работ.
Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.
Обратите внимание! Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке: один объект, один рубль.
Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России.
Принятие к учету объектов нефинансовых активов, являющихся предметом сублизинга, в случае если по условиям договора лизинга (сублизинга) лизинговое имущество предоставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании оформленного надлежащим образом первичного учетного документа лизингополучателя.
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Формы первичных учетных документов и Регистры бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *