Водный налог проводки

Автор: | 02.05.2019

ВОДНЫЙ НАЛОГ

ФОМИЧЕВА Л.П.,
аудитор

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Если в своей хозяйственной деятельности учреждение пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог, который относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ).
Всего существуют три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

Общие положения

Уплата водного налога регулируется главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ.
Водный налог платят учреждения, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения по правилам статьи 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (действует с 1 января 2007 года).
Напомним, что глава 25.2 «Водный налог» была введена в Налоговый кодекс в 2004 года. А с 1 января 2007 года вступил в силу сам Водный кодекс, по которому специальное и (или) особое водопользование не осуществляется, а пользоваться водным объектом можно на основании одного из двух документов: договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Чтобы избежать неразберихи при обложении налогом, законодатель перед введением в действие Водного кодекса в Федеральном законе от 03.06.2006 № 73-ФЗ разъяснил, что водопользователи сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании решений, лицензий и договоров до истечения срока их действия. Соответственно, до такого момента они платят водный налог.
Таким образом, за водопользование в любом случае необходимо платить:
а) для водопользователей по старому закону — водный налог;
б) для остальных — ставки платы за пользование водным объектом на основании актов водного законодательства. Такая плата носит неналоговый характер. При этом водное законодательство, в частности Водный кодекс, не регулирует вопросы обложения водным налогом.
Что касается специального или особого водопользования, то до 1 января 2007 года регулирование пользования поверхностными водными объектами строилось на других принципах. Прежний Водный кодекс, действовавший до 1 января 2007 года, выделял общее, специальное (с использованием сооружений, технических средств и устройств) и особое (для обеспечения государственных и муниципальных нужд) водопользование. Специальное водопользование осуществлялось на основании лицензии, а особое — согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, и на основании разрешительных документов заключался договор водопользования.
Обратите внимание! Прежняя (до 1 января 2007 года) разрешительная документация сохраняет силу до истечения срока ее действия либо до переоформления документов в соответствии с новым порядком (заключения договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование). Такое правило предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Именно определенные ранее виды особого и специального водопользования рассматриваются как объекты обложения водным налогом.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения водным налогом признается (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Так, в частности, к объектам налогообложения не относится:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (с 1 января 2013 года слова «водопроводного и канализационного назначения» будут заменены словами «водопроводного назначения и для целей водоотведения» в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ). По данному основанию, например, может не являться налогоплательщиком федеральное бюджетное государственное учреждение (ФБГУ), осуществляющее водопользование акватории при эксплуатации сооружений по забору воды (всасывающих трубопроводов) для орошения чужих сельскохозяйственных угодий (см. письмо ФНС РФ от 25.10.2011 № ЕД-4-3/17685@);
забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан и др.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, учреждение уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Налоговая база по видам водопользования, согласно статье 333.10 НК РФ, представлена в Таблице № 1.

Таблица № 1.

Налоговая база по видам водопользования

Вид водопользования Налоговая база

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

ОСНО

При расчете налога на прибыль суммы водного налога относите к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы учитывают для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Момент учета расходов на уплату водного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, как организация признает расходы.

При методе начисления сумму водного налога включите в расходы в последний день квартала, за который начислен налог (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то уплаченный налог нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату водного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов по лицензии. Доходы и расходы для расчета налога на прибыль организация определяет методом начисления. В декларации по водному налогу за III квартал водный налог начислен в размере 23 700 руб. Эту сумму организация перечислила в бюджет 23 октября.

В бухучете начисление и уплату водного налога бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

30 сентября:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по водному налогу»
– 23 700 руб. – начислен водный налог.

23 октября:

Дебет 68 субсчет «Расчет по водному налогу» Кредит 51
– 23 700 руб. – уплачен водный налог в бюджет за III квартал.

В налоговом учете сумму начисленного водного налога бухгалтер «Альфы» включил в состав прочих расходов в сентябре и отразил ее в декларации по налогу на прибыль за девять месяцев.

Что такое водный налог?

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Заполнение декларации по водному налогу

Формула, как рассчитать водный налог, выглядит следующим образом:

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Д 68 – К 51.

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водных объектов.

В зависимости от вида водопользования определяется налоговая база по налогу. Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем забранной воды из водного объекта определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. п. 1, 2 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно осуществляет исчисление суммы налога как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент, установленный ст. 333.12 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 333.13 НК РФ). В соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ налоговые ставки в 2019 г. применяются с повышающим коэффициентом 2,01.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта, применяют ставку водного налога (определяемую с учетом положений п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ) с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). В данном случае организация не имеет прибора учета для измерения количества водных ресурсов, следовательно, применяется дополнительный коэффициент 1,1.

В рассматриваемом случае налоговая ставка за забор 1 тыс. куб. м воды в пределах установленного лимита водопользования составляет 360 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). С учетом повышающих коэффициентов ставка составляет 796 руб. (360 руб. x 2,01 x 1,1). Объем забранной воды в данном случае определяется исходя из установленного норматива водопотребления.

Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Следовательно, сумма налога за II квартал 2019 г. равна 2 173 руб. (796 руб. x 0,03 тыс. куб. м x 91 дн., где 91 дн. — количество календарных дней во II квартале 2019 г.). Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях.

Уплату исчисленной суммы налога и представление налоговой декларации по нему организация производит по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. ст. 333.14, 333.15 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли сумма водного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату его начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таблица бухгалтерских проводок

Как отразить в учете организации начисление и уплату водного налога за II квартал 2016 г., если в организации не установлен прибор учета для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта?

Забор воды производится организацией на основании лицензии на пользование недрами, полученной для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Водопользование осуществляется из подземного водного объекта бассейна реки Волга Центрального экономического района. Норматив водопотребления для организации составляет 0,03 тыс. куб. м в сутки. Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Нормативно-правовое регулирование

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, установленным законодательством о недрах. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных требований и условий (ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах”, пп. 2.1 п. 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1).

Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-06-06-02/40337).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водных объектов.

В зависимости от вида водопользования определяется налоговая база по налогу. Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем забранной воды из водного объекта определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. п. 1, 2 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно осуществляет исчисление суммы налога как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент, установленный ст. 333.12 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 333.13 НК РФ). В соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ налоговые ставки в 2016 г. применяются с повышающим коэффициентом 1,32.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта, применяют ставку водного налога с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). В данном случае организация не имеет прибора учета для измерения количества водных ресурсов, следовательно, применяется дополнительный коэффициент 1,1. Такой же вывод следует из разъяснений, приведенных в Письмах Минфина России от 02.02.2015 N 03-06-06-02/3898, от 10.03.2015 N 03-06-06-02/12301.

В рассматриваемом случае налоговая ставка за забор 1 тыс. куб. м воды в пределах установленного лимита водопользования составляет 360 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). С учетом повышающих коэффициентов ставка налога составляет 523 руб. (360 руб. x 1,32 x 1,1). Налоговая ставка с учетом коэффициента округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). Объем забранной воды в данном случае определяется исходя из установленного норматива водопотребления.

Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Следовательно, сумма налога за II квартал 2016 г. равна 1428 руб. (523 руб. x 0,03 тыс. куб. м x 91 дн., где 91 дн. – количество календарных дней во II квартале 2016 г.). Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях.

Уплату исчисленной суммы налога и представление налоговой декларации по нему организация производит по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. ст. 333.14, 333.15 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма начисленного водного налога является для организации расходом по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Сумму исчисленного водного налога, причитающегося к уплате по налоговой декларации за II квартал, следует отразить в составе расходов по обычным видам деятельности, относящихся ко II кварталу (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли сумма водного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату его начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

>Учет водного налога

Характеристика водного налога

Определение 1

Водный налог представляет собой федеральный прямой налог, который уплачивают юридические лица (организации всех форм собственности) и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют специальное или особое пользование водными ресурсами, признаваемыми объектами налогообложения.

Не являются налогоплательщиками водного налога предприятия индивидуальные предприниматели и физические лица, которые осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Замечание 1

Регулируется водный налог гл. 25.2 Налогового Кодекса Российской Федерации и Водный Кодексом Российской Федерации.

Объектами налогообложения водным налогом являются (Рис.1):


Рисунок 1. Объекты налогообложения водным налогом

Все налогоплательщики водного налога обязаны встать на учет в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения. Если у налогоплательщиков на балансе содержится несколько таких объектов в разных районах, то они должны поставить на учет такие объекты в каждом таком районе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Муниципальная и частная собственность на водные объекты разрешена только на небольшие по площади водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с крупными водными объектами.

Такие налогоплательщики могут пользоваться водными объектами на основании:

  1. Права ограниченного пользования – водный сервитут.
  2. Права долгосрочного пользования.
  3. Права краткосрочного пользования.

Порядок начисления и уплаты водного налога

Налоговая база по объектам налогообложения определяется в отношении каждого такого объекта отдельно. Существует порядок определения базы налогообложения:

  1. Налоговая база рассчитывается как объем воды при заборе воды из водного объекта.
  2. Налоговая база рассчитывается как площадь предоставленного водного пространства при использовании акватории водных объектов. Исключение составляют сплав древесины в плотах и кошелях.
  3. Налоговая база рассчитывается как количество произведенной электроэнергии при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.
  4. Налоговая база рассчитывается как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Если объем забора воды превышает установленный лимит, то ставки водного налога увеличиваются в 5 раз на количество превышения. Если не утверждены квартальные лимиты забора воды, то такие лимиты устанавливаются из расчета $^1/_4$ годового лимита.

Определяется объем забора воды тремя способами:

  • по показаниям водоизмерительных приборов, которые фиксируются в журнале первичного учета использования воды.
  • на основании времени работы и производительности технических средств.
  • на основании норм водопотребления.

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, то налоговая база рассчитывается налогоплательщиком по каждой такой ставке.

Налогоплательщики по окончании отчетного периода (квартал) самостоятельно определяют размер водного налога путем произведения ставки налога на налоговую базу.

Ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом, налогоплательщики подают в налоговые органы декларацию – КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу.

Такая декларация подается по месту нахождения все объектов водопользования.

Особенности бухгалтерского учета водного налога

Как и любой налог, учет водного налога предполагает применение счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а именно – открытый к нему субсчет «Расчеты по водному налогу». Например, субсчет 68.4.

В случае если налогоплательщика несколько объектов водопользования, то аналитический учет производиться по каждому такому объекту, или типу налоговой ставки. Для аналитического учета открывают субсчета третьего и четвертого порядка.

По кредиту данного счета производится начисление налога по итогам отчетного периода.

По дебету счета производится его уплата в бюджет путем перечисления с расчетного счета, или оплата наличными денежными средствами из кассы организации.

Начисленный водный налог относится на прочие расходы организации и учитывается на счете 91.2.

В общем, типовые проводки по учету водного налога следующие (табл.1):


Рисунок 2. Проводки по учету водного налога

Федеральным законодательством не предусмотрены льготы по начислению и оплате данного налога.

Оплата водного налога производится по месту нахождения объектов водопользования.

Замечание 2

Исключение по оплате водного налога составляют организации, имеющие статус крупных плательщиков. Такие налогоплательщики подают декларацию и уплачивают водный налог по месту, где они состоят на учете, а не по месту нахождения объектов водопользования.

Замечание 3

Оплата водного налога должна производиться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если 20-ое число приходится на выходной или праздничный нерабочий день, то крайним сроком оплаты водного налога будет первый рабочий день, следующий за 20-ым числом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *