Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Автор: | 04.05.2019

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году

Федеральные стандарты бухгалтерского учета — это уже не новое понятие. Ведь первая порция нововведений была датирована 2018 годом — были введены первые пять ФСБУ. В 2019 году вступают в силу еще пять Приказов Минфин — ФСБУ. Разберемся в сути нововведений подробнее. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Новые стандарты по БУ применимы только для учреждений госсектора. Коммерческих компаний и предпринимателей данные нововведения не коснутся. Все новшества закреплены соответствующими Приказами Минфина РФ:

  1. №278н — Отчет о движении денежных средств.
  2. №274н — Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  3. №275н — События после отчетной даты.
  4. №32н — Доходы.
  5. №122н — Влияние изменений курсов иностранных валют.

Применение этих Приказов Минфин обязательно уже с января. Например, бухгалтерскую финансовую отчетность за 2019 год бюджетники обязаны формировать уже по новым правилам. Однако есть некоторые разделы, которые вступят в действие с отсрочкой. К примеру, положения о составлении отчета о движении денежных средств в части отражения информации о финансовых инструментах станут обязательными только к отчетности 2020 года.

Теперь подробно разберем суть нововведений.

ФСБУ «Отчет о движении денежных средств»

Введенный отчет новым назвать нельзя, так как бюджетники его заполняют несколько последних лет. Унифицированных форм две:

  1. Для бюджетных и автономных учреждений бланк ф. 0503723, утвержден Инструкцией №33н.
  2. Для казенных учреждений — ф. 0503123, утвержден Инструкцией №191н.

Сам отчет предназначен для формирования информации о поступлении и выбытии денег внутри экономического субъекта, а также об изменении остатков средств на счетах и в кассе учреждения. В форму вносятся сведения не только о денежных активах, но и об их эквивалентах.

Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 устанавливает общие правила и требования к составлению этого вида отчетности. Как и прежде форму следует заполнять в разрезе кодов КОСГУ, с учетом аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете организации.

Все операции, включаемые в отчетность, классифицируются на:

  1. Текущие — это поступления и выбытия денежных средств организации, направленные на реализацию основных функций и полномочий, возложенных на данный экономический субъект. Например, текущими поступлениями можно считать субсидии на выполнение госзадания, поступление арендной платы за пользование гос/мун имуществом. А текущими выбытиями можно считать расходы на оплату труда, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом по налогам, сборам, взносам и так далее.
  2. Инвестиционные — те операции, которые направлены на приобретение объектов основных средств, нематериальных и непроизводственных активов, приобретение финансовых инструментов, которые не относятся к эквивалентам денсредств, а также предоставление заимствований и их погашение.
  3. Финансовые — это отдельный вид операций, который характеризуется изменением размера и состава заемных средств организации.

Обратите внимание, что операции, которые невозможно классифицировать однозначно, то есть если возникают сомнения по отнесению к конкретной категории, следует отражать в составе текущих операций.

При составлении отчета о движении денежных средств необходимо учитывать характерные особенности. К примеру, денежные операции разных типов следует учитывать раздельно. Так, если один платеж или поступление состоит из разных типов операций, их нужно отражать в отчетности отдельно друг от друга. К примеру, платеж в счет погашения займа поступил одной суммой, однако платеж по основному долгу следует отразить в составе финансовых операций, а вот погашение процентов по займу — уже отнести в состав текущих операций.

К тому же все денежные потоки следует отражать исключительно в чистом виде. Это означает, что если в отчетном периоде были произведены возвраты денежных средств, их также нужно учесть при заполнении отчетной информации: при определении поступлений возврат придется вычесть, а при исчислении выбытий — наоборот, прибавить.

Если операции были произведены в иностранной валюте, то необходимо произвести грамотный пересчет в рубли. Причем пересчет следует производить по курсу, определенному на дату свершения операции.

Также новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет особенности отражения информации пояснительной части бухгалтерской финансовой отчетности.

ФСБУ «События после отчетной даты»

Порядок и правила отражения соответствующих событий в бухучете и отчетности учреждения. Напомним, что таковыми событиями следует признавать те:

  • которые могут повлиять или уже повлияли на финансовое состояние, результаты деятельности учреждения, а также на потоки движения денежных средств;
  • которые произошли в период между отчетной датой, и днем утверждения бухгалтерской финансовой отчетности.

Отметим, что ранее законодательство не содержало каких-либо положений о правилах отражения событий после отчетной даты. Такие решения учреждения принимали самостоятельно и закрепляли в учетной политике. Приказ Минфин №275н исправляет данную ситуацию.

Новый ФСБУ 2019 устанавливает:

  1. Как следует классифицировать факты хозяйственной деятельности учреждения как события, имеющие место после отчетной даты.
  2. По каким правилам бухучета следует отражать данные факты хозяйственной жизни субъекта.
  3. Какими правилами следует руководствоваться в части отражения информации об аналогичных событиях при составлении финотчетности.

А вот существенность данных фактов для отражения в отчетной информации учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в Учетной политике.

Обратите внимание, что поступление первичной документации после отчетной даты по уже возникшим в отчетном периоде фактам хоздеятельности госучреждения не является событием после отчетной даты, так как факты хоздеятельности признаются в бухгалтерском учете в момент их возникновения. Если таковые документы поступили до момента подписания финансовой отчетности, то организация попросту обязана их зарегистрировать в отчетном периоде. В противном случае принцип допущения временной определенности операций будет нарушен.

События после отчетной даты следует разделать на два вида:

  • те, что подтверждают условия хозяйственной деятельности учреждений;
  • те, что указывают на условия деятельности субъекта.

В зависимости от вида события определяется порядок внесения соответствующих записей в бухучете. Так, например, событие, подтверждающее условие деятельности, следует отразить в бухучете в последний день отчетного периода — 31 декабря соответствующего года. А вот события, указывающие на условие, регистрируют в учете в периоде, следующем за отчетным, то есть уже новом году.

Если же событие было выявлено уже после сдачи отчетности, но до момента ее утверждения, то решение о внесении изменений принимает контролирующий финансовый орган, или же учредитель, принимающий отчетность. В данном случае все зависит от существенности факта хозяйственной деятельности.

ФСБУ «Доходы»

Термин «Доходы» в сфере госучреждений был определен еще в 2018 году, так ФСБУ «Концептуальные основы БУ и отчетности» определил данное понятие. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 не противоречит положением Приказа Минфина №265н, но раскрывает порядок изменения структуры доходов, а также определяет правила отражения информации в финотчетности.

Итак, доходом следует считать результат свершения операции или наступления определенного события, от которых ожидается получение экономической выгоды, иже положительного полезного потенциала. Однако введено новое условие: сумма дохода должна быть конкретно определена.

Причем положения нового ФСБУ следует применять не во всех случаях: так, к примеру, при продаже ОС и НМА, сдаче госимущества в аренду или по договорам безвозмездного пользования, а также в иных случаях Приказ Минфин №32н не применим (пункт 4 Приказа №32н).

Все доходы объединены в две большие группы. Так, доходы могут быть получены от обменных или же необменных операций. В первую группу следует включать доходные поступления от имущества, собственности и реализации. Ко второй относят поступления доходов от налогов, сборов, взносов, штрафов, пеней, неустоек, а также от безвозмездных поступлений из бюджетов. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет подробный порядок определения доходов к конкретному виду.

Ключевые моменты:

  1. Доходы следует классифицировать по группам в отдельности по каждой свершенной операции.
  2. Сумму ожидаемого дохода или же полезного потенциала необходимо оценивать в полном объеме.
  3. Если конкретную операцию невозможно отнести к конкретной группе, то следует классифицировать сразу несколько взаимосвязанных фактов хозяйственной деятельности.
  4. Если в рамках одной операции можно выделить сразу несколько фактов, то доходы по ним относят к соответствующей учетной группе.

Также стандарт определяет состав информации, которую необходимо раскрывать в пояснительной части отчетности. А вот при первом применении стандарта применять ретроспективное раскрытие информации не нужно.

ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют»

Ни для кого не секрет, что абсолютно все операции и факты хозяйственной деятельности, свершенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рублевый эквивалент. Причем пересчет проводится по соответствующему курсу валют на дату свершения операции/факта.

Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет:

  1. Единый и общепринятый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в инвалюте, в российские рубли. Согласно новому ФСБУ, все виды активов и обязательств следует классифицировать на монетарные и немонетарные операции. В зависимости от их вида определяется и ключевой способ отражения и проведения пересчетов. К тому же стандарт определяет, что далеко не все операции должны быть пересчитаны в рубли.
  2. Методы пересчета стоимости показателей и активов, которые обязаны применять учреждения, ведущие свою деятельность за пределами Российской Федерации. Так, положения ФСБУ устанавливают, что загранучреждения вправе вести учет активов и обязательств в ином порядке. Например, организация может вести учет полностью в иностранной валюте, но производить соответствующий пересчет при формировании отчетности, либо следовать общепринятым нормам.
  3. Порядок отражения в финансовой отчетности информации о произведенных пересчетах. При составлении отчетности следует учитывать характерные особенности. Так, при пересчете стоимости объектов бухгалтерского учета непременно возникают курсовые разницы, как положительные, так и отрицательные. Следовательно, учреждение должно отразить возникшие курсовые разницы в финансовом результате деятельности текущего отчетного периода.

Обратите внимание, что учреждение должно отразить ключевые аспекты и правила пересчета операций в инвалюте на российские рубли в своей Учетной политике.

Применение ФСБУ «Запасы»

Никитенко М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Любое учреждение, входящее в состав силовых министерств и ведомств, при осуществлении своей деятельности использует материальные запасы. Какие объекты включаются в состав материальных запасов в 2019 году? Как изменятся критерии отнесения объектов к материальным запасам в 2020 году после вступления в силу ФСБУ «Запасы»? Каковы особенности учета объектов материальных запасов согласно требованиям данного стандарта?

В этом году учреждения, входящие в состав силовых министерств и ведомств, организуют учет материальных запасов исходя из требований:

1) пунктов 35 – 37 ФСБУ «Концептуальные основы», которыми установлено понятие актива. Из положений этих пунктов следует, что для целей ведения бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Материальные запасы – это активы;

2) пунктов 98 и 99 Инструкции № 157н, где приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов и учитываемых на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы»;

3) Порядка применения КОСГУ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, предусматривающего, какие подстатьи КОСГУ применяются при учете тех или иных объектов материальных запасов.

Начиная со следующего года признание (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться согласно требованиям ФСБУ «Запасы». Данный стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных запасов и незавершенного производства (далее – запасы), а также требования к информации о запасах (результатах операций с ними), раскрываемой в бюджетной отчетности.

Рассматривая положения этого стандарта, осветим лишь те из них, которые актуальны для большинства учреждений, входящих в состав силовых министерств и ведомств, но прежде обратим внимание, что стандарт, о котором пойдет речь в этой статье, не применяется для целей ведения бухгалтерского учета:

а) библиотечных фондов независимо от срока их полезного использования;

б) живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);

в) незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функций подрядчика по договорам строительного подряда;

г) объектов, относящихся к активам культурного наследия;

д) финансовых инструментов.

Виды материальных запасов

Положениями Инструкции № 157н, а также Инструкции № 162н установлены следующие группы (виды) материальных запасов.

Наименование группы (вида) материальных запасов

Номер счета, применяемого в бюджетном учете

Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения

0 105 31 000

Продукты питания – иное движимое имущество учреждения

0 105 32 000

Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения

0 105 33 000

Строительные материалы – иное движимое имущество учреждения

0 105 34 000

Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения

0 105 35 000

Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения

0 105 36 000

Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения

0 105 37 000

Товары – иное движимое имущество учреждения

0 105 38 000

В свою очередь, группировка запасов по правилам рассматриваемого нами стандарта выглядит так.

Из схемы видно, что согласно ФСБУ «Запасы» в состав запасов включено незавершенное производство, под которым понимается совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг (далее – себестоимость готовой продукции, работ (услуг)), приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на неукомплектованные изделия, не прошедшие испытание и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением, оказанием работ (этапов работ), услуг. Состав же основных групп материальных запасов остался прежним.

Обратите внимание: группировка материальных запасов и незавершенного производства в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета осуществляется в соответствии с положениями документов учетной политики, принятых субъектом учета согласно ФСБУ «Запасы» и другим нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 12 ФСБУ «Запасы»).

Принятие запасов к бюджетному учету

По правилам п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно согласно положениям, установленным им в рамках формирования учетной политики, таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их сохранностью и движением. Данное положение соответствует нормам п. 101 Инструкции № 157н, а вот дальше имеются некоторые различия в учете запасов в 2019 и 2020 (после вступления в силу ФСБУ «Запасы») годах. Пунктом 100 Инструкции № 157н установлено, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В свою очередь, п. 8 ФСБУ «Запасы» определено, что в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица либо партия, однородная (реестровая) группа запасов. При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным (реестровым) группам субъект учета осуществляет аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их сохранностью и движением.

В бюджетном учете запасы отражаются исходя из положений ФСБУ «Запасы» на дату признания в соответствии с иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов), возникающих в результате операций по получению (поступлению, созданию, сбору) запасов.

В случае если материальные запасы используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, они принимаются к бюджетному учету на срок их полезного использования, определенный постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия по поступлению и выбытию активов) (п. 10 ФСБУ «Запасы»).

Оценка запасов при их принятии к бюджетному учету

Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 13 ФСБУ «Запасы»). Оценка первоначальной стоимости запасов осуществляется с учетом особенностей, установленных п. 14 – 18 стандарта. Данными пунктами предусмотрен порядок определения первоначальной стоимости:

  • приобретаемых по контрактам (договорам) запасов, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

  • приобретаемых по контрактам (договорам) материальных запасов с отсрочкой платежа на период, превышающий 12 месяцев;

  • приобретенных запасов путем обменной операции – в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов).

Особенности определения первоначальной стоимости запасов отобразим ниже в форме схемы для наглядного и удобного применения вышеназванных пунктов (п. 14 – 26 ФСБУ «Запасы»).

К сведению: в целях применения ФСБУ «Запасы» к обменной операции на коммерческих условиях относится обменная операция, в результате которой денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности субъекта учета, для которой приобретается актив (п. 16 стандарта).

Первоначальная стоимость запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных ФСБУ «Запасы» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 17 ФСБУ «Запасы»). Затраты, понесенные при хранении, обслуживании или последующем перемещении запасов, отражаются субъектом учета в составе расходов текущего периода.

Запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета в объеме фактически произведенных вложений в указанные запасы (п. 18 ФСБУ «Запасы»).

В отношении определения первоначальной стоимости материальных запасов установлены следующие нормы.

Здесь же скажем несколько слов об определении справедливой стоимости материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции. Для определения справедливой стоимости субъект учета применяет метод рыночных цен. Согласно п. 22 ФСБУ «Запасы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость материальных запасов определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.

При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.

В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, оценка их первоначальной стоимости производится на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной.

Если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким-либо причинам не предоставляются передающей стороной либо определение справедливой стоимости материальных запасов на дату получения не представляется возможным, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – 1 руб.».

Выбытие запасов с бюджетного учета

Пунктом 34 ФСБУ «Запасы» установлены случаи выбытия запасов, среди которых названы:

  • потребление (использование) в деятельности учреждения;

  • прекращение использования по решению субъекта учета;

  • передача другой организации государственного сектора;

  • продажа (дарение), обмен, распространение;

  • иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.

При выбытии материальных запасов их стоимость относится либо на расходы, либо на уменьшение доходов от совершаемой операции. В таблице отобразим признание стоимости списываемых запасов в зависимости от причины их выбытия (п. 36 – 39 ФСБУ «Запасы», п. 26 Инструкции № 162н).

Причина выбытия запасов

Особенности признания расходов

В пределах норм естественной убыли

Стоимость запасов включается в расходы (затраты) текущего периода (Дебет счетов 0 401 20 272, 0 109 00 272 / Кредит счета 0 105 00 000)

В результате потерь при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях

Стоимость запасов относится на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода (Дебет счетов 0 401 20 273, 0 109 00 273 / Кредит счета 0 105 00 000)

В результате хищений, недостач, гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца

Операция осуществляется в момент уничтожения или обнаружения недостачи с отнесением балансовой стоимости запасов на финансовый результат текущего отчетного периода (в уменьшение доходов от операций с активами). Сумма возмещения причиненного ущерба, подлежащая взысканию с виновного лица, отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (Дебет счета 0 401 10 172 / Кредит счета 0 105 00 000)

При реализации (продаже, обмене) или распространении запасов, предназначенных для отчуждения

Балансовая стоимость запасов признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, происходит обмен или распространение товаров (Дебет счета 0 401 10 172 / Кредит счета 0 105 00 000).

Расходы, понесенные субъектом учета для оказания услуг до момента признания доходов от оказания соответствующих услуг, в том числе за символическую плату, отражаются в составе незавершенного производства

Выбытие (отпуск) запасов отражается по стоимости каждой единицы либо средней стоимости (п. 42 ФСБУ «Запасы»). Это положение соответствует п. 108 Инструкции № 157н. Один из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов применяется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению. Средняя стоимость запасов определяется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество.

При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов (п. 43 ФСБУ «Запасы»).

* * *

В завершение еще раз отметим, что ФСБУ «Запасы» применяется с 1 января 2020 года. Объекты бюджетного учета, подлежащие отражению в учете по нормам стандарта на соответствующих балансовых счетах, которые ранее не признавались таковыми в составе запасов и (или) отражались на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе запасов по первоначальной стоимости, определенной по правилам, установленным настоящим стандартом (п. 45 ФСБУ «Запасы»).

Финансовый результат, сформированный при первом применении стандарта, от признания запасов, ранее не отраженных в бухгалтерском учете, а также от пересмотра балансовой стоимости запасов отражается субъектом учета в качестве корректировки показателя финансового результата прошлых отчетных периодов на начало отчетного периода. Результаты указанной корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

Восемь месяцев назад я уже подводил промежуточные итоги реформы российского бухучета. Пришло время посмотреть что добавил в копилку 2018 год. Не буду заново рассказывать как сейчас принимаются документы в области регулирования бухгалтерского учета — порядок описан в прошлой статье.

Сегодня просто подведу конкретные результаты в разработке нового поколения федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), которыми в течение года оперативно делился в своем телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского».

Перечень ФСБУ, разрабатываемых в ближайшие три календарных года, определяется ежегодно обновляемой программой их разработки. Последняя версия утверждена Приказом Минфина России от 18.04.2018 N 83н. Этот приказ отодвинул начало обязательного применения ФСБУ «Нематериальные активы» с 2019 г. на 2020 г., «Бухгалтерская отчетность» и «Некоммерческая деятельность» с 2020 г. на 2021 г., «Бухгалтерский учет аренды», «Доходы» и «Расходы» с 2020 г. на 2022 г., «Финансовые инструменты» и «Добыча полезных ископаемых» с 2021 г. на 2022 г.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019–2022 гг.

ФСБУ Предполагаемый год вступления в силу для обязательного применения Разработчик проекта
Запасы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Нематериальные активы 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Бухгалтерский учет аренды 2022 Минфин России
Основные средства 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Незавершенные капитальные вложения 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020 Минфин России
Бухгалтерская отчетность 2021 Минфин России
Некоммерческая деятельность 2021 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Доходы 2022 НП «ИПБ России»
Расходы 2022 НП «ИПБ России»
Финансовые инструменты 2022 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Добыча полезных ископаемых 2022 Фонд «НСФО»
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021 Минфин России

В 2018 г. число негосударственных разработчиков сократилось до трех — СРО «Российский Союз аудиторов» покинула квартет. Выпавшее знамя работы над ФСБУ «Бухгалтерская отчетность» подхватил Минфин. При этом из оставшихся негосударственных регуляторов по-прежнему продолжает выполнять в срок работу над проектами ФСБУ только Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Остальные по состоянию на 31.12.2018 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов.

За 2018 г. рекомендовано к утверждению Минфином три стандарта нового поколения: «Запасы», «Основные средства» и «Незавершенные капитальные вложения».

Напомню, что согласно п. 11 ст. 27 Федерального закона «О бухгалтерском учете», после получения рекомендации совета Минфин России в срок не более одного месяца обязан принять проект федерального стандарта к утверждению или отклонить его. Отклонить проект можно в единственном случае: если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

При этом ФСБУ «Запасы» до сих пор не принят, хотя Минфину отводится на это один месяц. Думаю, что скоро этот стандарт все-таки утвердят, но к обязательному применению с 2020 г., а с 2019 г. разрешат применять добровольно. Но это мое частное мнение.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 31.12.2018

ФСБУ Стадия разработки
Запасы Совет по стандартам бухгалтерского учета: рекомендован к утверждению Минфином России 05.02.2018
Нематериальные активы Совет по стандартам бухгалтерского учета: передан для рассмотрения, предварительно поддержан 11.12.2018 (протокол № 30)
Основные средства Совет по стандартам бухгалтерского учета: рекомендован к утверждению Минфином России 11.09.2018 (протокол № 27)
Незавершенные капитальные вложения Совет по стандартам бухгалтерского учета: рекомендован к утверждению Минфином России 11.09.2018 (протокол № 27)
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) Совет по стандартам бухгалтерского учета: передан для рассмотрения, отклонен 11.12.2018 (протокол № 30)
Некоммерческая деятельность Общественное обсуждение
Финансовые инструменты Разработка не начата

Активно работал над новыми стандартами и сам Минфин. Главное достижение в области нормотворчества — принятие под занавес года ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Раньше стандарта по учету аренды в России не было. Он написан с оглядкой на МСФО (IFRS) 16 «Аренда», поэтому содержит такие малопривычные для российского бухгалтера понятия, как:

  • право пользования активом;
  • справедливая стоимость предмета аренды;
  • приведенная стоимость будущих арендных платежей;
  • оценочное обязательство, связанное с предметом аренды;
  • ликвидационная стоимость предмета аренды.

Полный разбор новаций ФСБУ 25/2018 займет не одну статью. Думаю, что в ближайшее время будет много публикаций разных авторов, посвященных теперь уже действующему стандарту.

ФСБУ 25/2018 вступает в силу для обязательного применения с отчетности за 2022 год. В добровольном порядке его можно применять, начиная с отчетности за 2018 г. Это первая ласточка стандартов нового поколения.

Также утверждены изменения в ПБУ 18/02. И здесь не обошлось без влияния МСФО — ориентиром стал МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Здесь изменения, скорее, приятные для среднестатистического бухгалтера. Главное из них — возможность применения балансового метода для определения временных разниц. Кроме того, некоторые разницы, относительно классификации которых существовали споры, теперь определены однозначно. Например, разницы из-за создания резервов классифицированы как временные.

Из менее важных изменений: поправлена терминология. Например, отложенные и постоянные налоговые активы и обязательства теперь будут называться отложенными и постоянными налоговыми доходами и расходами соответственно. Применять изменения обязательно, начиная с отчетности за 2020 год, но добровольно можно уже с годовой отчетности за 2018 г.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Минфином России на 31.12.2018

ФСБУ Стадия разработки
Бухгалтерский учет аренды ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н, зарегистрирован в Минюсте 25.12.2018
Документы и документооборот в бухгалтерском учете Совет по стандартам бухгалтерского учета: передан для рассмотрения30.11.2018
Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Приказ Минфина России от 20.11.2018 N 236н

«О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02» зарегистрирован в Минюсте 10.12.2018

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» Совет по стандартам бухгалтерского учета: рекомендован к утверждению Минфином России 16.10.2018 (протокол № 29)
Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Совет по стандартам бухгалтерского учета: передан для рассмотрения, предварительно поддержан 11.12.2018 (протокол № 30)

Как обычно, не хочу никого запугивать, но 2020 г. обещает стать богатым на новые стандарты. Поэтому лучше готовить сани летом, и прочитать хотя бы те проекты ФСБУ, которые уже рекомендованы к утверждению Минфином. Там много новаций, которые потребуют времени на осмысление. И призываю участвовать в процедуре публичного обсуждения проектов, чтобы потом не говорить, что какие-то недалекие москвичи напридумывали тут всякого, а нам исполнять.

Тетя Маша обычно так делает, но здесь же нет таких? 😉

Источник: «Генштаб»>Разбираемся в новых стандартах бухучета

Новые стандарты бухучета 2019

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

>Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *