Возмещение ущерба бюджетному учреждению проводки

Автор: | 04.05.2019

Содержание

11.4. Учет расчетов по ущербу имуществу при наличии виновного лица, причинившего ущерб учреждению

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в учреждении в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация, .

Согласно положениям ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст.

239 ТК РФ, а именно если ущерб возник вследствие:

— непреодолимой силы;

— нормального хозяйственного риска;

— крайней необходимости;

— необходимой обороны;

— неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Если с работником заключен договор о полной материальной ответственности, он обязан возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере.

Причиненный ущерб может быть возмещен виновным работником добровольно или по решению суда. Удержания из заработной платы работника производятся с учетом ограничений, установленных ст. ст. 137, 138 ТК РФ.

Порядок отражения в учете операций по учету недостач, порчи, хищений приведен в п. 86 Инструкции № 162н (таблица 99).

Таблица 99

Бухгалтерские записи

по учету недостач (потерь), хищений при наличии виновного лица

№ п/п Дебет Кредит
Начисление задолженности по недостачам, хищениям
1 Начисление задолженности по недостачам, хищениям нефинансовых активов по восстановительной стоимости КДБ 1 209 7х 560 КДБ 1 401 10 172
2 Начисление задолженности по недостачам, хищениям, потерям наличных денежных средств КИФ 1 209 81 560 КИФ 1 201 34 610
3 Начисление задолженности по недостачам, хищениям иных финансовых активов КИФ 1 209 82 560 КИФ 1 401 10 172
4 Уточнение суммы задолженности по недостачам по решению суда КДБ 1 401 10 172 КДБ 1 209 7х 660,

КИФ 1 209 8х 660

Возмещение ущерба виновным лицом
1 Возмещение виновным лицом в натуральной форме КДБ 1 401 10 172 КДБ 1 209 7х 660
2 Поступление в кассу учреждения денежных средств в возмещение причиненного ущерба КИФ 1 201 34 510 КДБ 1 209 7х 660,

КИФ 1 209 8х 660

3 Возмещение ущерба путем удержания из заработной платы работника
3.1 Удержание из заработной платы работника сумм, начисленных в возмещение причиненного учреждению ущерба КРБ 1 302 11 830 КРБ 1 304 03 730
3.2 Перечисление удержанных сумм в бюджет с лицевого счета в органе казначейства КРБ 1 304 03 830 КРБ 1 304 05 211
4 Отражение поступления в доход бюджета сумм в возмещение причиненного ущерба у администраторов доходов бюджета КДБ 1 210 02 ххх КДБ 1 209 7х 660,

КИФ 1 209 8х 660

5 Расчеты с бюджетом по возмещению суммы ущерба в учете администратора, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет
5.1 Отражение задолженности перед бюджетом в сумме причиненного ущерба учреждению КДБ 1 304 04 ххх КДБ 1 303 05 730
5.2 Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы в возмещение ущерба КДБ 1 303 05 830 КДБ 1 209 7х 660,

КИФ 1 209 8х 660

Доходные операции и их учет

Организация учета доходов.

Государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход (при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах), только если она соответствует целям, ради которых созданы эти учреждения, и служит их достижению (ст. 298 ГК РФ).

При этом следует знать, что доходы от такой деятельности, полученные бюджетными и автономными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, а доходы казенных учреждений должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ).

По общему правилу учет доходов ведется методом начисления, то есть результаты признаются по факту совершения операций независимо от периода получения денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением этих операций(п. 3, 295 Инструкции № 157н).

Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, а дата их признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.

Если невозможно определить дату перехода собственности при выполнении работ, оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что для учета доходов, полученных в текущем году, предназначен счет 040110000. Если же доходы относятся к следующим отчетным периодам, то их учет организуется на счете 040140000, с постепенным переносом суммы доходов на финансовый результат текущего года при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Доходы текущего года участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения, который определяется как разница между начисленными доходами и расходами за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным счетам отражает положительный результат, дебетовый – отрицательный (п. 295 Инструкции № 157н).

В конце финансового года суммы начисленных доходов, а также признанных расходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов – счет 040130000 (п. 297 Инструкции № 157н).

Учет расчетов по доходам.

Доходные операции отражаются в бухгалтерском учете с применением синтетических счетов 020500000 «Расчеты по доходам» и 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Счет 020500000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам на основании договоров, соглашений, при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197 Инструкции № 157н).

Счет 020900000 используется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам. С его применением осуществляется учет расчетов (п. 221 Инструкции № 157н):

  • по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей;

  • по суммам причиненного имуществу учреждения ущерба, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;

  • по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);

  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

  • по суммам излишне произведенных выплат;

  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;

  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц учреждения;

  • по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ;

  • по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 020500000.

В целях определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются учреждениями в разрезе статей (подстатей) КОСГУ. Приведем таблицу соответствия этих статей (подстатей) отдельным счетам, предназначенным для учета расчетов по доходам и поступлениям от ущерба.

Статья (подстатья) КОСГУ

Группировочные, аналитические счета

0 205 00 000

0 209 00 000

120 «Доходы от собственности»

121 «Доходы от операционной аренды»

0 205 21 000

122 «Доходы от финансовой аренды»

0 205 22 000

123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»

0 205 23 000

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0 205 24 000

125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»

0 205 25 000

126 «Проценты по иным финансовым инструментам»

0 205 26 000

127 «Дивиденды от объектов инвестирования»

0 205 27 000

128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

0 205 28 000

129 «Иные доходы от собственности»

0 205 29 000

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000

132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»

0 205 32 000

133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»

0 205 33 000

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000

135 «Доходы по условным арендным платежам»

0 205 35 000

136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

0 209 36 000*

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

020540000*

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

0 205 41 000*

0 209 41 000

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 205 44 000*

0 209 44 000

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 205 45 000*

0 209 45 000

150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»

151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

0 205 51 000*

152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

0 205 52 000

153 «Поступления от международных финансовых организаций»

0 205 53 000

170 «Доходы от операций с активами»

172 «Доходы от операций с активами»

0 205 71 000
0 205 72 000
0 205 73 000
0 205 74 000
0 205 75 000*

0 209 71 000
0 209 72 000
0 209 73 000
0 209 74 000
0 209 82 000

180 «Прочие доходы»

181 «Невыясненные поступления»

0 205 81 000

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000**

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000**

189 «Иные доходы»

0 205 89 000

0 209 89 000

* Счета используются только при ведении бюджетного учета казенными учреждениями.

** Счета используются только при ведении бухгалтерского учета бюджетными и автономными учреждениями.

Выделим основные бухгалтерские записи, в которых применяются указанные счета:

Дебет*

Кредит*

Доходы текущего года

Начислены доходы, в том числе от ущерба, подлежащего возмещению

0 205 хх 560
0 209 хх 560

0 401 10 ххх

Поступили доходы, суммы ущерба:

– в кассу учреждения

0 201 34 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в рублях

0 201 21 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте

0 201 27 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– в бюджет бюджетной системы РФ**

0 210 02 ххх

0 303 05 830

0 205 хх 660
0 209 хх 660

Доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам

Начислены доходы будущих периодов

0 205 хх 560

0 401 40 ххх

Зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода

0 401 40 ххх

0 401 10 ххх

* В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции отражаются с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров счетов нулей (за исключением счетов 040110 ххх, 040140 ххх).

** Данные корреспонденции счетов отражаются в учете казенных учреждений.

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций с доходами.

Пример 1.

Государственное бюджетное учреждение культуры в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.

Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения

4 205 31 560

4 401 40 130

12 000 000

Межотчетный период (01.01.2018)

Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ

4 401 40 130

4 401 40 131

12 000 000

Январь 2018 года

Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания

4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131)

4 205 31 660

12 000 000

Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание

4 401 40 131

4 401 10 131

12 000 000

Пример 2.

Дом культуры, являющийся автономным учреждением, сдает торговой организации в аренду помещение. Первоначальная стоимость помещения (прописана в акте о приеме-передаче объекта) равна 350 000 руб. В договоре аренды предусмотрены следующие условия: срок аренды – два года, ежемесячная арендная плата – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.), за арендатором закреплена обязанность по возмещению расходов на электроэнергию согласно фактическим показаниям счетчика. За текущий месяц сумма возмещаемых арендатором расходов составила 2 500 руб. Арендные платежи и средства в возмещение расходов на электроэнергию поступают на лицевой счет учреждения.

В рассматриваемой ситуации объект учета относится к операционной аренде (см. СГС «Аренда»). На основании Указаний № 65н:

  • доходы от арендных платежей, являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, отражаются по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ;

  • доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде согласно договору аренды, в том числе доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Что касается операций автономных учреждений по начислению НДС и налога на прибыль организаций, то они отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в зависимости от решения учреждения, принятого в рамках его учетной политики.

Операции по арендным отношениям согласно Инструкции № 183н отражаются в учете арендодателя следующими проводками:

>ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «БиНО»>Рассылка «Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность»

Отражение в учете возмещения ущерба, причиненного учреждению

Любая организация в своей хозяйственной деятельности несет финансовые потери, но какие-то из них можно возместить. В настоящей статье мы и разберем ряд вопросов, связанных с начислением, получением и отражением в учете возмещения ущерба, причиненного казенному учреждению.

Особенности возмещения ущерба, причиненного казенному учреждению

Далее будут обсуждены различные ситуации причинения ущерба учреждению. Во всех этих ситуациях мы будем говорить о возмещении ущерба. Ущерб может быть возмещен как в денежной форме, так и в натуральной. Особенностью возмещения в денежной форме ущерба, причиненного казенному учреждению, является то, что казенное учреждение не имеет права самостоятельно распорядиться ни одной копейкой денежных средств, полученных в возмещение ущерба. Все эти денежные средства должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. Почему так?

Такой порядок установлен Бюджетным кодексом РФ. Согласно пункту 5 статьи 41 БК РФ все доходы казенных учреждений включены в состав доходов бюджета. Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения должно быть осуществлено за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. То есть свои расходы казенное учреждение может покрывать только за счет средств бюджетных ассигнований текущего финансового года. Как следствие – казенное учреждение не имеет права тратить на собственные нужды денежные средства, поступившие из иных источников, кроме средств бюджета, в том числе средства, поступившие в возмещение ущерба от физических и юридических лиц.

Следует также иметь в виду, что для казенных учреждений недопустим никакой «взаимозачет» требований, никакое некассовое исполнение по доходам. Это также следует из приведенных выше норм БК РФ.

Каждый вид доходов бюджета кодируют соответствующим кодом КДБ (классификации доходов бюджета) и КОСГУ. Причем каждому коду КДБ соответствует определенный код КОСГУ. Это регламентируют Указания о порядке применения бюджетной классификации, которые доводят новые на каждый финансовый год.

Для отражения доходов от возмещения ущерба могут быть использованы следующие коды бюджетной классификации:

Вид доходов

Группа доходов

КОСГУ

Доходы от возмещения недостач нефинансовых активов

11400000000000

410-440

Доходы от сумм принудительного изъятия (возмещение иных видов ущерба, кроме недостач)

11600000000000

140

Пути поступления в бюджет доходов, полученных учреждением, могут быть различными. В первую очередь это зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета или нет. Причем полномочия администратора кассовых поступлений доходов бюджета дают учреждению не вообще на все виды доходов, а на конкретные коды КДБ. То есть одно и то же учреждение может быть наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета от возмещения недостач нефинансовых активов (группа доходов 11400000000000, КОСГУ 410-440), но не иметь полномочий администратора кассовых поступлений доходов от сумм принудительного изъятия (группа доходов 11600000000000, КОСГУ 140). Назначение учреждениям полномочий администраторов кассовых поступлений доходов бюджета производят обычно в приложении к закону о бюджете публично-правового образования.

Следующая таблица показывает, в чем с точки зрения учреждения состоит разница, есть ли у учреждения полномочия администратора кассовых поступлений доходов бюджета или нет:

Есть полномочия администратора кассовых поступлений доходов бюджета

Нет полномочий администратора кассовых поступлений доходов бюджета

Доходы, полученные в процессе деятельности учреждения, зачисляют на соответствующий доходный лицевой счет учреждения

Доходы, полученные в процессе деятельности учреждения, зачисляют на лицевой счет другого учреждения (обычно вышестоящего), наделенного соответствующими полномочиями, или на лицевой счет финансового органа

В учете учреждения отражают суммы кассовых доходов на счете 1.21002.000

Расчеты по перечислению доходов в доход бюджета отражают в учете на счете 1.30305.000

Информацию о поступивших в бюджет суммах доходов учреждение может получить в форме выписки с доходного лицевого счета

Информацию о поступивших в бюджет суммах доходов учреждение получает от учреждения, на чей лицевой счет поступили доходы, в форме Извещения (ф. 0504805). Для отражения в учете сумм, фактически поступивших в доход бюджета, используют счет 1.30404.000

Суммы поступивших в бюджет доходов отражают в разделе «Доходы» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127)

Суммы поступивших в бюджет доходов в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) не отражают

Если учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений доходов бюджета, возмещение ущерба может происходить двумя путями:

должник возмещает ущерб на расходный лицевой счет учреждения (отражают как восстановление кассовых расходов), а затем само учреждение перечисляет эти денежные средства в доход бюджета (это закрывает в ноль ранее показанную сумму восстановления кассовых расходов);

должник отправляет денежные средства непосредственно на доходный лицевой счет соответствующего администратора кассовых поступлений доходов бюджета.

Также отражение в учете казенного учреждения поступления средств в возмещение ущерба зависит от того, в какой форме это происходит: в безналичной или наличными через кассу. Тут также возможны варианты. Теоретически никакие нормы законодательства не запрещают сдавать наличные из кассы прямо на доходный лицевой счет учреждения (если есть полномочия администратора) или на доходный лицевой счет вышестоящего учреждения/финансового органа. Иногда так и делают. Но чаще всего органы казначейства и (или) финансовые органы не разрешают сдавать наличность напрямую на доходный лицевой счет и требуют сначала сдавать наличные на расходный лицевой счет учреждения, а затем направлять их в доход бюджета перечислением.

Наконец, если взыскание сумм возмещения ущерба производят по суду, возмещение ущерба может быть произведено не самим виновником, а через службу судебных приставов. Такой путь поступления денежных средств в возмещение ущерба тоже требует применения специального порядка для отражения в учете.

В полной версии статьи в журнале «БиНО: Казенные учреждения» № 2/2014 читайте также:

Перечисление доходов от возмещения ущерба в доход бюджета – учреждение наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета

Перечисление доходов от возмещения ущерба в доход бюджета – учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета, должник зачисляет денежные средства на расходный лицевой счет учреждения

Перечисление доходов от возмещения ущерба в доход бюджета – учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета, должник зачисляет денежные средства прямо в доход бюджета

Возмещение ущерба наличными в кассу

Возмещение ущерба через службу судебных приставов

Разновидности ущерба
Возмещение ущерба в налоговом учете

Анонс содержания журнала
«БиНО: Казенные учреждения» № 2/2014

Молоко «за вредность»
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести поштучно электронные издания в разделе «Издания 2013» и отдельные статьи в разделе «Статьи 2013».

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Подписка

Продолжается подписка на II полугодие 2014 год через почтовые отделения, Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Рады вам предложить более гибкие варианты подписки на печатные издания! Теперь вы можете оформить подписку в издательстве не только на год, но и на полугодие, с приложением или без приложения.

Напоминаем, что в 2014 году журнал «БиНО: Некоммерческие организации» будет выходить только в электронном виде.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе «О журналах» http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне «Темы номеров» ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема «Покупка дорогостоящего оборудования». Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Жизнь со вкусом

В рубрике «Жизнь со вкусом» вы узнаете о проверенных рецептах наполнения жизни вкусом; об улучшении мироощущения через радость открытия нового, через упрощение сложных задач, через ежедневное наслаждение процессом и результатом: http://bino.ru/life_with_taste

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал «БиНО: Бюджетные учреждения» № 6/2014, «БиНО: Казенные учреждения» № 2/2014, «БиНО: Автономные учреждения» № 1/2014 и «БиНО: Некоммерческие организации» № 1/2014: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера «Создание web-сайта организации» http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Кубарев В.Г. У старого колодца: http://bino.ru/kubarev_u_starogo_kolodtsa.

Удержание ущерба с виновного лица — бухгалтера бюджетного учреждения: бухгалтерский учет и документальное оформление Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

УДЕРЖАНИЕ УЩЕРБА С ВИНОВНОГО ЛИЦА -БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В. В. ПИМЕНОВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с ч. 1 ст. 233 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия).

Работник может быть привлечен к материальной ответственности в случае причинения им работодателю прямого действительного ущерба. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).

Внимание: к прямому действительному ущербу могут быть отнесены в том числе и суммы уплаченных штрафов (см., например, письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).

При привлечении работника к материальной ответственности следует иметь в виду, что, по

общему правилу, материальная ответственность работника за причиненный ущерб ограничивается размером его среднего месячного заработка. Ответственность в виде обязанности возместить работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (полная материальная ответственность) может наступить лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 241 и 242 ТК РФ).

Рассмотрим на практическом примере порядок и документальное оформление удержания ущерба с виновного лица.

Пример. Бухгалтер бюджетного учреждения несвоевременно представил сведения о доходах физического лица за 2012 г. Налоговой инспекцией был начислен штраф в размере 24 200 руб.

Как правильно произвести удержание ущерба с виновного лица (бухгалтера)? Какие документы следует оформить и какие необходимо сделать бухгалтерские проводки?

Основания, по которым на работника может быть возложена полная материальная ответственность за причиненный ущерб, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Отметим, что помимо иных предусмотренных этой нормой оснований бухгалтер учреждения несет полную материальную ответственность перед

работодателем в случаях, когда это предусмотрено трудовым договором.

Порядок взыскания с работника ущерба зависит от ряда обстоятельств, которые указаны в ст. 248 ТК РФ. Так, взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя, которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Однако при любых обстоятельствах работодатель должен прежде всего провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. При проведении проверки работодатель обязан истребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. Непредставление работником такого объяснения

не препятствует привлечению его к материальной ответственности. Если работник отказывается или уклоняется от предоставления объяснения, работодателем (комиссией, назначенной для проведения проверки) составляется соответствующий акт (ст. 247 ТК РФ).

Сумма ущерба может быть взыскана только на основании решения суда в следующих случаях:

— истек месячный срок, указанный в ч. 1 ст. 248 ТК РФ;

— работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).

Так, возлагая на работника материальную ответственность за причиненный ущерб, работодатель, в частности, обязан доказать:

— отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;

— противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда;

— вину работника в причинении ущерба;

— причинную связь между поведением работника и наступившим ущербом;

— наличие прямого действительного ущерба;

— размер причиненного ущерба (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29.10.2012 по делу № 2-4524/12).

Внимание: работник может быть привлечен к материальной ответственности лишь при наличии его вины и при отсутствии обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, которые перечислены в ст. 239 ТК РФ.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, в процедуре привлечения работника к материальной ответственности можно выделить следующие этапы:

1) принятие работодателем решения о проведении проверки для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, что предполагает назначение в необходимых для этого случаях специальной комиссии, а также истребование у работника объяснений по факту причинения ущерба;

2) подведение итогов проверки, окончательное установление факта причинения прямого действи-

тельного ущерба, его размера, вины работника и иных обстоятельств, являющихся основанием для возложения на работника обязанности возместить причиненный ущерб, наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих привлечение работника к материальной ответственности;

3) вынесение распоряжения об удержании суммы ущерба из заработной платы работника (если она не превышает среднего месячного заработка) либо принятие решения об обращении в суд, либо заключение с работником соглашения о возмещении ущерба с рассрочкой платежа.

Отметим также, что в правоприменительной практике не сложилось единого мнения по вопросу о том, включает ли понятие прямого действительного ущерба, содержащееся в ст. 238 ТК РФ, суммы штрафов, наложенных на работодателя в связи с ненадлежащим исполнением работником своих трудовых обязанностей. По мнению Роструда, выраженному в письме от 19.10.2006 № 1746-6-1, к прямому действительному ущербу можно отнести и суммы уплаченного штрафа. Имеются и решения судов, подтверждающие такой вывод (п. 2 разд. «Кассационная практика» Судебной практики по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за I полугодие 2009 г., Обзор кассационной и надзорной практики Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за I кв. 2008 г., раздел «Практика рассмотрения трудовых споров»).

Однако в судебной практике имеются примеры противоположного подхода к данному вопросу. В некоторых случаях суды высказывают мнение о том, что штраф как денежное взыскание, примененное к работодателю, не может рассматриваться как его прямой действительный ущерб (справка Кемеровского областного суда от 20.02.2013 № 01-07/26-123 о практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2012 г. по апелляционным и кассационным данным, раздел «Разрешение споров, вытекающих из трудовых отношений», кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 08.12.2011 по делу № 33-2103, судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20.09.2011).

Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг., утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н, доходы от возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ подлежат

отражению по ст. 140 «Суммы принудительного изъятия» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Начисление таких доходов на основании распоряжения работодателя или судебного решения может отражаться согласно положениям принятой бюджетным учреждением учетной политики по дебету сч. 2 205 41 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» и кредиту сч. 2 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» (см., в частности, пп. 93 и 150 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Расчеты по удержаниям из заработной платы подлежат отражению в учете бюджетных учреждений с использованием сч. 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (п. 273 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждением могут применяться следующие корреспонденции:

1) Д-т сч. 2 205 41 560 К-т сч. 2 401 10 140 — на основании распоряжения работодателя (судебного решения) начислены доходы бюджетного учреждения и отражена задолженность сотрудника перед учреждением;

2) Д-т сч. 4 (2) 302 11 830 К-т сч. 4 (2) 304 03 730 — произведено удержание из заработной платы работника;

3) Д-т сч. 2 304 03 830 К-т сч. 2 205 41 660 — отражено возмещение ущерба путем удержания из заработной платы (приудержании из заработной платы, выплачиваемой за счет средств от приносящей доход деятельности);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4) Д-т сч. 4 304 03 830 К-т сч. 4 304 06 730, Д-т сч. 2 304 06 830 К-т сч. 2 205 41 660 — отражено возмещение ущерба путем удержания из заработной платы (при удержании из заработной платы, выплачиваемой за счет средств субсидии на выполнение государственного задания).

После отражения в учете удержаний должны быть уточнены данные по лицевому счету бюджет-

ного учреждения — увеличению подлежат объем расходов по коду КОСГУ 211 и объем доходов по коду КОСГУ 140. Соответствующие корректировки отражаются, в частности, по забалансовым счетам 17 и 18.

Суммы, учтенные на сч. 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» при отражении операции с использованием различных кодов вида финансового обеспечения (деятельности), могут списываться в конце года на финансовый результат прошлых отчетных периодов в корреспонденции со сч. 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (с отражением данной операции в справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)).

Список литературы

1. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 08.12.2011 по делу № 33-2103.

2. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20.09.2011.

3. О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52.

4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления

государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

6. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171н.

7. Обзор кассационной и надзорной практики Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за I кв. 2008 г. Раздел «Практика рассмотрения трудовых споров».

8. Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1.

9. Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29.10.2012 по делу № 2-4524/12.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Справка Кемеровского областного суда от 20.02.2013 № 01-07/26-123 о практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2012 г. по апелляционным и кассационным данным. Раздел «Разрешение споров, вытекающих из трудовых отношений».

11. Судебная практика по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за I полугодие 2009 г. Раздел «Кассационная практика».

12. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Публикация годовой и квартальной Г / отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Источник: Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

В деятельности казенных учреждений могут возникать ситуации, когда учреждению наносится ущерб, выражающийся в виде недостач, произошедших сверх норм естественной убыли, хищений и иных обстоятельств, а также ущерб в результате не соответствующего использования имущества. В этой статье рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете расчетов по ущербу и иным доходам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *