Выездные и камеральные проверки

Автор: | 04.05.2019

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный анализ

Библиографическое описание:

Лысых Е. В. Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный анализ // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14185/ (дата обращения: 04.05.2019).



По определению Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О, в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой признаётся деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом (далее — НК РФ). Исходя из положений ст.6 федерального закона от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», такой контроль является одной из главных задач налоговых органов.

Налоговые органы проводят два вида проверок — камеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК РФ). Цель у них одна (она закреплена в ч.2 ст.87 НК РФ) — проверить, насколько добросовестно и качественно выполняются обязательства по уплате налогов. А вот основания, условия, порядок проведения и результаты проверок различаются.

Основание проведения выездной проверки — установленный план выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения таких мероприятий закреплены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3–06/333. Принципы Концепции прозрачны и понятны: 1) режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; 2) своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; 3) неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; 4) обоснованность выбора объектов проверки.

Выездная проверка осуществляется с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Основание проведение камеральной проверки — подача в налоговый орган налоговой декларации (расчёта) и иных документов. Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (ч.2 ст.88 НК РФ).

Следует учесть, что выездной налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (хотя в исключительных обстоятельствах этот срок может быть увеличен). Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация (расчёт). Проверяется своевременность сдачи, правильность расчёта и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Различается и место проведения проверок. Выездная проверка проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. Но если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка, наоборот, в большинстве случаев проводится в налоговом органе. Однако с 1 января 2015 года налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях: 1) представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению; 2) выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС (ч.8.1 ст.88 НК РФ), которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Срок выездной налоговой проверки — 2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки (ч.ч.6,8 ст.89 НК РФ), камеральной — 3 месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации, расчёта (ч.2 ст.88 НК РФ).

В отдельных случаях предусмотрены дополнительные сроки. Выездная проверка может проводиться вплоть до 4 или 6 месяцев при наличии следующих факторов: а) проведение проверки налогоплательщика, отнесённого к категории крупнейших; б) полученная информация от правоохранительных, контролирующих, иных органов о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, требующих дополнительной проверки; в) форс-мажор (затопления, пожары, наводнения) в месте проведения проверки; г) проверки организаций, имеющих в своём составе несколько обособленных подразделений (менее 4 обособленных подразделений — до 4 месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации; 4 и более обособленных подразделений — до 4 месяцев; 10 и более обособленных подразделений — до 6 месяцев); д) непредставление проверяемым лицом всех необходимых для проверки документов; е) иные обстоятельства. Эти положения закреплены в приказе ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7–2/189@. Стоит обратить внимание на то, что перечень является открытым.

Камеральная проверка может проводиться в течение 6 месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Следующее отличие можно провести по мероприятиям налогового контроля. В рамках выездной проверки допускаются: запрос документов, осмотр, выемка, экспертиза документов, допрос, проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т. д.). Срок представления документов — 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения требования (ч.3 ст.93 НК РФ).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках камеральной проверки можно только в строго оговорённых НК РФ случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточнённой декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот — для их подтверждения). Все необходимые пояснения налогоплательщик должен предоставить в течение 5 дней (ч.ч.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Руководитель налогового органа вправе приостановить выездную проверку по основаниям, указанным в ч.9 ст.89 НК РФ. Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние и майские праздники, потому что на территории организации в эти дни находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идёт. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда приходится запрашивать документы у контрагентов проверяемой компании. Выносится решение о приостановлении проверки, потом — о её возобновлении. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько. Однако общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев .

Приостановка камеральной проверки законом не предусмотрена.

По результатам выездной проверки итоговый акт составляется в любом случае, то есть независимо от того, были выявлены нарушения или нет. Акт составляется в течение 2 месяцев со дня вынесения справки о проведённой выездной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 3 месяцев (ч.8 ст.89 НК РФ).

Акт по результатам камеральной проверки не составляется, если не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае, если имеют место нарушения, то акт составляется в течение 10 дней по окончанию проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченным представителем).

В течение 1 календарного года может проводиться не более 2 выездных проверок. Исключение — повторные проверки. Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Чаще всего повторные проверки назначают, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией — налогоплательщиком .

Что касается камеральной проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточнённая.

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС. Существуют определённые нюансы. Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может включаться любой инспектор ФНС России. К камеральной проверке могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ, если в ходе предпроверочного анализа возникли подозрения, что налогоплательщик прибегает к схемам уклонения от уплаты налогов, а сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела. Камеральные проверки проводят сотрудники профильного камерального отдела ИФНС .

Сотрудники полиции также могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки — допросов, осмотров, проведения выемки и других, вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников налогового органа.

По итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику могут доначислить налоги, обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того, есть риск возбуждения уголовного дела, налоговый орган может инициировать банкротство проверяемой организации, директора и учредителей компании — привлечь к субсидиарной ответственности.

Итогом камеральной налоговой проверки компании может стать требование подать уточнённую декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Налоговые проверки — достаточно гибкий инструмент контроля, изменяемый и постоянно совершенствующийся. Конституционный суд РФ неоднократно касался вопроса разграничения камеральной и выездной налоговой проверки и пришёл к выводу: камеральная налоговая проверка — форма текущего документального контроля, который проводится на основании налоговых деклараций (расчётов) и иных документов, выездная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения налогового закона .

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, проведение ряда специальных мероприятий контроля — осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О).

С 2015 года грань между выездными и камеральными проверками сдвинулась. Теперь, если камеральная проверка может проводиться с выездом к налогоплательщику, пусть и в исключительных случаях, не становится ли она условно — выездной, или квазизвыездной? Законодатель по общему правилу запрещает повторную выездную проверку, так как, в противном случае, это будет чрезмерным ущемлением предпринимательской деятельности. Но камеральная проверка по факту противоречит этому запрету. Тогда надо исходить из баланса публичного и частного интереса. Конституционное основание допустимости такой проверки связано с возвратом сумм из бюджета. Если налоговые органы не будут иметь достаточных полномочий для проверки оснований возврата сумм, это может привести к необоснованным потерям бюджета. Истребование первичной документации тоже обусловлено необходимостью подтверждения сделок налогоплательщика с поставщиками и покупателями .

Как показывает практика, для эффективного налогового контроля, с учётом всех особенностей, необходимы оба вида проверок. Они вполне органично дополняют друг друга. При этом существует мнение, что основной выступает камеральная проверка, так как возрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить их 100 %-й охват выездными проверками. В то же время именно по результатам камеральной проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов для проведения выездных проверок, и объектом проверок в таких случаях становятся выявленные в рамках камеральной проверки «слабые места» и несоответствие данных в отчётности налогоплательщика .

Литература:

  1. Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый контроль № 17 (185) — 2007.
  2. Маркова М. Г. Проверки: выездные, камеральные, встречные/ Бизнес-адвокат № 23, 2003.
  3. Сорокин В. А. Некоторые проблемы проведения камеральных налоговых проверок/ Таврический научный обозреватель № 6 (23) — июнь 2017.
  4. Чимидов В. Г. Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий/ http://1c-wiseadvice.ru
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ).
  6. Федеральный закон от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации».
  7. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  8. Приказ ФНС России от 08.09.2015 г. № ММВ-7–2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях»…
  9. Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О.
  10. Определение Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, камеральная проверка, налоговый орган, выездная налоговая проверка, выездная проверка, проверка, налоговая декларация, Конституционный суд РФ, камеральная налоговая проверка, налоговая проверка.

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Журнал «Учет в сфере образования» № 9, сентябрь 2012 г.

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.
Например, специалисты Рособрнадзора вправе:
– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;
– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– наблюдать за ходом образовательного процесса;
– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
При этом проверяющие обязаны:
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;
– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.
Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:
– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;
– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;
– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.
Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.
При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.
Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.
Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.
К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.
Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).
Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:
– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;
– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.
По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:
– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;
– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.
Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:
– возбуждение дела об административном правонарушении;
– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;
– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.
При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.
К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.
Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.
При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).
Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.
Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:
– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;
– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.
Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.
Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.
Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.
Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Важно запомнить

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Камеральные и выездные проверки

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее – Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
– посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
– проводить экспертизу документов;
– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
– осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

Далее рассмотрим ход проведения проверки поэтапно.

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
– знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
– выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
– запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Во время проведения проверки руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
– организовывать по требованию встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
– предоставлять на срок проведения соответствующей проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (в отдельных случаях требуются даже гигрометры);
– предоставлять по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы и их заверенные копии. Если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок или отсутствуют вовсе, то до истечения такого срока причина должна быть мотивирована в письменном виде;
– давать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
– обеспечивать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
– доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
– составляет акт о результатах проверки;
– производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
– письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
– заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
– знакомиться со своими правами и обязанностями;
– знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
– обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *