Взносы в ФФОМС

Автор: | 19.08.2018

Содержание

3.

Страховые взносы за работников 2018

Производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМСС (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений

4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых являются:

Тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

производство пищевых продуктов;

производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;

производство текстильных изделий;

производство одежды;

производство кожи и изделий из кожи;

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

производство бумаги и бумажных изделий;

производство химических веществ и химических продуктов;

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;

производство резиновых и пластмассовых изделий;

производство прочей неметаллической минеральной продукции;

производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;

производство проволоки методом холодного волочения;

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;

производство компьютеров, электронных и оптических изделий;

производство электрического оборудования;

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;

производство прочих транспортных средств и оборудования;

производство мебели;

производство музыкальных инструментов;

производство спортивных товаров;

производство игр и игрушек;

производство медицинских инструментов и оборудования;

производство изделий, не включенных в другие группировки;

ремонт и монтаж машин и оборудования;

сбор и обработка сточных вод;

сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;

строительство зданий;

строительство инженерных сооружений;

работы строительные специализированные;

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);

торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;

деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;

деятельность водного транспорта;

деятельность воздушного и космического транспорта;

складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;

производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

деятельность в области телевизионного и радиовещания;

деятельность в сфере телекоммуникаций;

разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;

деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;

управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

научные исследования и разработки;

деятельность ветеринарная;

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

деятельность по обслуживанию зданий и территорий;

образование;

деятельность в области здравоохранения;

деятельность по уходу с обеспечением проживания;

предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

деятельность учреждений культуры и искусства;

деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;

деятельность спортивных объектов;

деятельность спортивных клубов;

деятельность фитнес-центров;

деятельность в области спорта прочая;

ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;

деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

6. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.10.10 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Фиксированный размер страхового взноса Тариф на ОМС
МРОТ x Тариф x 12 5,1 процента
Тариф на ОПС
Если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей:

МРОТ x Тариф x 12

Если превышает:

МРОТ x Тариф x 12 + 1% от суммы превышения,
но не более 8 х МРОТ x Тариф x 12

26 процентов

Дополнительные тарифы

Дополнительный тариф страхового взноса в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных
в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
9,0 процента 6,0 процента

В зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда, взамен вышеуказанных дополнительных тарифов, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента

Как известно, инвестирование в золото методом открытия обезличенных металлических счетов является одним из самых оптимальных и выгодных способов вложения денег. Однако многих инвесторов при этом интересует правовой аспект таких операций и, в частности, система налогообложения, которая действует при использовании обезличенных металлических счетов. Давайте рассмотрим основные тонкости и моменты этого вопроса.

В каком случае платится налог по обезличенному металлическому счету?

Согласно действующему законодательству, учитывая текст письма Министерства финансов РФ № 03-04-05 / 3-944 от 22.03.1012 года, департаментом таможенно-тарифной и налоговой политики было регламентировано налогообложение доходов граждан, имеющих обезличенные металлические счета. В соответствии с условиями этого письма, доходы, полученные при реализации банковскому учреждению имеющегося на обезличенном металлическом счете ценного металла, согласно статье 34.2 НК Российской Федерации, облагаются налогом с учетом всех доходов налогоплательщика, которые он получил в натуральной либо денежной форме. Кроме того, в соответствии со статьей 219 НК РФ, облагается налогом всякое право на распоряжение доходами или материальная выгода, которые получил налогоплательщик в результате продажи ценного металла.

Иными словами, налог по обезличенному металлическому счету придется уплатить только в случае продажи металлических активов банку или иному физическому (юридическому) лицу.

Какой размер налога по обезличенным металлическим счетам?

Доход, который был получен физическим лицом в результате продажи имеющегося на его обезличенном металлическом счете благородного металла, облагается налогом по ставке 13 %, которая установлена статьей 224 Налогового кодекса (далее Кодекса) и действительна для всех доходов физических лиц Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса РФ, для доходов физических лиц, которые должны платить налог по ставке 13 %, установленной статьей 224 Налогового Кодекса, налоговая база определена в денежном выражении подлежащих налогообложению доходов с уменьшением в размере налоговых вычетов.

Страховые взносы

К примеру, такого рода имущественные налоговые вычеты регламентируются статьей 220 НК Российской Федерации.

Уменьшение налога за счет различных налоговых вычетов

Согласно пункту 1 статьи 220 НК России, во время определения суммы налоговой базы владелец металлических активов обретает право на имущественные налоговые вычеты в денежном размере, который был им получен при продаже жилой недвижимости, а также земельных участков, на протяжении последнего налогового периода.

В данном случае к недвижимости следует отнести различного рода приватизированные жилые помещения, загородные и садовые домики, частные дома и квартиры, которые являлись собственностью налогоплательщика не более трех лет. Стоимость реализованной налогоплательщиком недвижимости в сумме не должна превышать 1 миллиона рублей.

Кроме того, имущественные налоговые вычеты могут включать еще суммы, которые получил налогоплательщик на протяжении налогового периода от реализации любого другого ценного имущества общей стоимостью до 250 тысяч рублей, которое являлось его собственностью не более трех лет.

Частично возместить налоговые вычеты можно также другими методами. К примеру, отказавшись от использования права на имущественный налоговый вычет, о котором шла речь выше, владелец металлического счета может снизить размер облагаемой налогом прибыли от продажи ценного металла на сумму расходов, которые он понес в процессе получения дохода от продажи. Однако все указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Учитывая сказанное, физическое лицо-владелец металлического счета имеет право при исчислении налоговой базы на свои доходы снизить размер дохода, который был получен во время реализации имеющихся на его обезличенном металлическом счете активов, на сумму своих расходов, которые связаны непосредственно с процедурами купли/продажи драгоценных металлов с документальным подтверждением указанных денежных трат.

Важно также иметь в виду, что при уменьшении налога на операцию по обезличенному металлическому счету убытки, которые понес владелец такого счета при реализации ценных металлов, согласно пункту 23 НК Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц», не учитываются.

Принцип сальдирования операций по обезличенному металлическому счету

Многих, к примеру, интересует вопрос сальдирования операций в случае, если при продаже одного металла вкладчик получил прибыль, а при реализации другого он потерпел убытки. Также часто инвесторы задают вопрос о том, учитываются ли при налогообложении все операции по обезличенному металлическому счету за тот или иной промежуток времени (к примеру, за год) или каждая отдельно.

При осуществлении операций по продаже драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов на каждую из них начисляется НДС отдельно, то есть, налог не сальдируется. Соответственно, при получении убытка во время продажи металлического актива с обезличенного счета НДС не начисляется, а в случае прибыли от операции продавец платит указанные 13 % налога с возможными имущественными и другими вычетами.

Согласно мнению некоторых экспертов, вопрос налогообложения обезличенных металлических счетов требует дополнительного усовершенствования, поскольку он окончательно не урегулирован и в некоторых случаях могут возникать непредусмотренные налоговым законодательством ситуации.

Порядок начисления страховых взносов

3. Производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМСС (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений

4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых являются:

Тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

производство пищевых продуктов;

производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;

производство текстильных изделий;

производство одежды;

производство кожи и изделий из кожи;

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

производство бумаги и бумажных изделий;

производство химических веществ и химических продуктов;

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;

производство резиновых и пластмассовых изделий;

производство прочей неметаллической минеральной продукции;

производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;

производство проволоки методом холодного волочения;

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;

производство компьютеров, электронных и оптических изделий;

производство электрического оборудования;

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;

производство прочих транспортных средств и оборудования;

производство мебели;

производство музыкальных инструментов;

производство спортивных товаров;

производство игр и игрушек;

производство медицинских инструментов и оборудования;

производство изделий, не включенных в другие группировки;

ремонт и монтаж машин и оборудования;

сбор и обработка сточных вод;

сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;

строительство зданий;

строительство инженерных сооружений;

работы строительные специализированные;

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);

торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;

деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;

деятельность водного транспорта;

деятельность воздушного и космического транспорта;

складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;

производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

деятельность в области телевизионного и радиовещания;

деятельность в сфере телекоммуникаций;

разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;

деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;

управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

научные исследования и разработки;

деятельность ветеринарная;

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

деятельность по обслуживанию зданий и территорий;

образование;

деятельность в области здравоохранения;

деятельность по уходу с обеспечением проживания;

предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

деятельность учреждений культуры и искусства;

деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;

деятельность спортивных объектов;

деятельность спортивных клубов;

деятельность фитнес-центров;

деятельность в области спорта прочая;

ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;

деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

6. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.10.10 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Фиксированный размер страхового взноса Тариф на ОМС
МРОТ x Тариф x 12 5,1 процента
Тариф на ОПС
Если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей:

МРОТ x Тариф x 12

Если превышает:

МРОТ x Тариф x 12 + 1% от суммы превышения,
но не более 8 х МРОТ x Тариф x 12

26 процентов

Дополнительные тарифы

Дополнительный тариф страхового взноса в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных
в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
9,0 процента 6,0 процента

В зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда, взамен вышеуказанных дополнительных тарифов, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента

3. Производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении указанных выплат и вознаграждений

4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются:

а) производство пищевых продуктов;

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

в) текстильное и швейное производство;

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

д) обработка древесины и производство изделий из дерева;

е) химическое производство;

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

и) производство готовых металлических изделий;

к) производство машин и оборудования;

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

м) производство транспортных средств и оборудования;

н) производство мебели;

о) производство спортивных товаров;

п) производство игр и игрушек;

р) научные исследования и разработки;

с) образование;

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

у) деятельность спортивных объектов;

ф) прочая деятельность в области спорта;

х) обработка вторичного сырья;

ц) строительство;

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

щ) транспорт и связь;

ы) предоставление персональных услуг;

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

ю) производство музыкальных инструментов;

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

я.2) управление недвижимым имуществом;

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ;

я.8) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;

я.9) производство гнутых стальных профилей;

я.10) производство стальной проволоки

6.

Уплата страховых взносов в ПФР

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

7. Получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

8. Получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

9. Получившие статус резидента свободного порта Владивосток

Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам

Фиксированный размер страхового взноса Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
МРОТ x Тариф x 12 5,1 процента

4. Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

5. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении указанных выплат и вознаграждений:

6.

Страховые взносы в 2017 году

Для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», со дня получения ими статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, применяются следующие тарифы страховых взносов:

7. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются:

а) производство пищевых продуктов;

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

в) текстильное и швейное производство;

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

д) обработка древесины и производство изделий из дерева;

е) химическое производство;

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

и) производство готовых металлических изделий;

к) производство машин и оборудования;

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

м) производство транспортных средств и оборудования;

н) производство мебели;

о) производство спортивных товаров;

п) производство игр и игрушек;

р) научные исследования и разработки;

с) образование;

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

у) деятельность спортивных объектов;

ф) прочая деятельность в области спорта;

х) обработка вторичного сырья;

ц) строительство;

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

щ) транспорт и связь;

ы) предоставление персональных услуг;

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

ю) производство музыкальных инструментов;

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

я.2) управление недвижимым имуществом;

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ;

я.8) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;

я.9) производство гнутых стальных профилей;

я.10) производство стальной проволоки

Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам

Фиксированный размер страхового взноса Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
МРОТ x Тариф x 12 5,1 процента

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ.

15.5 Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование

Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.

В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений (сметное финансирование) к финансированию услуг, которые те предоставляют населению (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Участие страховых медицинских организаций (негосударственных институтов) и обеспечении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи также отвечает перспективным направлениям совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.

Программными документами на долгосрочную перспективу1 (Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 год) предусмотрен постепенный переход за счет увеличения объема средств, концентрируемых в фондах обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом2, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов РФ3.

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование (до 2010 г. — единого социального налога и заменяющих его налогов в рамках специальных налоговых режимов);

2) трансфертов из федерального бюджета:

а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей;)

б) субсидий (до 2009 г. также субвенции), связанные с отдельными расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в рамках социальной помощи),

в) дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;

3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса4;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) других поступлений.

Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования постоянно менялась, так как начиная с 2005 г. в Фонд направлялись разные по составу и объему трансферты из федерального бюджета (на дополнительное лекарственное обеспечение, дополнительную оплату труда участковых врачей в рамках Национального проекта, на реализацию пилотного проекта, связанного с переходом на одноканальное финансирование и т.д.).

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования условно можно разделить на две группы:

1) финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

2) отдельные расходы, связанные с обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения и социальной помощи.

Основную часть доходов территориальных фондов составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан (до 2010 г. — поступления от единого социального налога и заменяющих его налогов), взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан (они поступают из бюджетов субъектов РФ), а также трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (субсидии на обязательное медицинское страхование детей, дотации на выполнение территориальной программы и др.). Структура доходов территориальных фондов дифференцирована по различным субъектам РФ в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и соответственно объема трансфертов из Федерального фонда. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления от работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан над поступлениями за неработающих. Недопоступление средств из бюджетов субъектов РФ приводит к дефициту территориальных программ обязательного медицинского страхования, который покрывается за счет дотаций из Федерального фонда. Чтобы увеличить объем поступлений на обязательное медицинское страхование, рассматриваются варианты введения минимального размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих и неработающих граждан.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций,
выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством РФ в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах РФ, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывают мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования: «Деньги следуют за пациентом»5.

Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рис. 15.1. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

Рис. 15.7. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

1 Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 года.
2 Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857. Он сменил действовавшее с 1993 г. положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
3 См. также Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1.
4 Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств нормированного страхового запаса определяется постановлениями Правительства Российской Федерации.
5 Доклад на коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 г. и задачах л совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *