Запрос котировок не состоялся

Автор: | 29.04.2019

Определяем основания

Пошаговая инструкция запроса котировок в электронной форме предусматривает возможность отмены процедуры. Согласно ст. 36 44-ФЗ, электронный запрос котировок можно прекратить не позднее, чем за два дня до момента окончания срока подачи заявок, а при возникновении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время до заключения контракта.

Необходимо обратить внимание на то, что если прекращение процедуры произведено в указанный выше период, то отсутствует надобность обосновывать причины такого прекращения.

В случае если такое прекращение произошло в результате обстоятельств непреодолимой силы, то возникает необходимость обосновать причины прекращения госзакупки.

Следует учесть, что понятие непреодолимой силы закреплено в Гражданском кодексе РФ. При этом необходимо иметь в виду, что выделяются две составляющие данного понятия:

  • чрезвычайность (исключительность наступившего события);
  • непредотвратимость (невозможность избежать наступления какого-либо события).

Важно учесть, что если отсутствуют указанные составляющие, то событие нельзя назвать обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, данное событие не будет являться основанием для отмены закупки в срок, равный менее двум рабочим дням.

Проверяем сроки

Итак, во-первых, следует обратить внимание на то, в какой срок заказчик имеет право отменить запрос котировок в электронной форме — не позднее чем за два дня до даты окончания подачи заявок.

Во-вторых, документ об отмене госзакупки опубликовывается незамедлительно с даты его подписания и утверждения. С момента размещения в ЕИС такого решения заказчик уже не имеет права вскрывать конверты с заявками участников. Важно иметь в виду, что в данном случае ответственный специалист обязан внести соответствующие изменения в план-график в течение одного рабочего дня.

В-третьих, необходимо уведомить участников о том, что заказчик прекращает данный электронный запрос котировок, сроки такого уведомления — не позднее дня принятия решения отказа от закупочной процедуры.

В качестве оповещения участников заказа целесообразно направить подобные уведомления следующими способами:

  • заказным письмом с подтверждением вручения;
  • посредством электронного документа;
  • путем факсимильного сообщения.

Относительно моментов отмены торгов в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы следует иметь в виду, что прекращение возможно в срок до заключения контракта.

Оформляем документы

Итак, если заказчик решил отменить запрос в электронной форме, ответственный специалист должен оформить данное решение.

Примером отменяющего документа может служить такое решение об отказе от электронного ЗК, произведенного в соответствии со ст. 36 44-ФЗ.

Далее нужно подготовить соответствующий приказ. Чтобы составить приказ, отменяющий электронный запрос котировок (инструкция не прописана законом), предлагаем заказчику следовать данным рекомендациям.

В первую очередь руководитель должен определить ответственных работников заказчика и сроки для совершения действий, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ.

Далее ответственный специалист составляет сам приказ. В распорядительном документе в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • данные об отмененной процедуре, в частности, наименование объекта закупки, идентификационный код, реквизиты приказа о проведении заказа;
  • информация об ответственных за подготовку и опубликование решения сотрудниках заказчика;
  • даты проведения оговоренных законом действий.

Подписывает данный документ руководитель или иное уполномоченное лицо организации-заказчика. Образец приказа можно скачать на нашем сайте.

Отменяем запрос котировок в электронной форме в ЕИС

Далее предоставим пошаговую инструкцию отмены ЗК, проводящегося электронно.

Для того чтобы отменить электронную процедуру ЗК, пользователю надлежит перейти в личный кабинет, затем в реестр закупок. В реестре нужно выбрать одно из двух действий: либо «Подача заявок», либо «Работа комиссии». В открывшемся меню выбираем «Документы закупки» и нажимаем отменяющую форму по решению заказчика.

Далее формируется непосредственно извещение, отменяющее ЗК.

В первом блоке надлежит указать дату решения и, при необходимости, дополнительную информацию, поясняющую данное решение.

Во втором блоке прикрепляется требуемая документация.

ВАЖНО! Заказчик должен помнить: если извещение об отказе публикуется позднее положенного срока (2 дня до даты окончания срока подачи заявок), то к документации прикрепляется соответствующий документ-обоснование.

Далее извещение либо сохраняется и закрывается, либо сразу же размещается в ЕИС.

Размещение извещения об отказе от ЗК без размещения извещения осуществляется пользователем аналогичным образом.

Вопрос: За два дня до проведения запроса котировок заказчик (орган местного самоуправления) принял решение об отмене его проведения. Правомерно ли подобное решение, притом что оно принято в пятницу, а запрос котировок должен был состояться в понедельник (то есть указанное решение принято за два календарных дня, приходящихся на выходные)?

Ответ: В связи с тем что законодательством не предусмотрено иное, срок для отмены запроса котировок должен исчисляться в календарных днях. Следовательно, действия заказчика в рассматриваемом случае правомерны.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Как следует из ч. 3 указанной статьи, решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, в связи с тем что из Закона № 44-ФЗ не следует иное, полагаем, что указанный в ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ срок должен исчисляться в календарных днях.
Следовательно, действия заказчика в рассматриваемом случае правомерны.

И.Р.Моравский
Юридическая компания «Юново»
21.04.2014

Запрос котировок не состоялся: как считать срок и время продления заявки?

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона N 44-ФЗ) на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным в запросе о предоставлении котировок. В случае если в срок, указанный в запросе о предоставлении котировок, подана только одна заявка на участие в запросе котировок или не подано ни одной заявки на участие в запросе котировок, запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, частью 2 статьи 79 Закона N 44-ФЗ установлено, что, если запрос котировок признан не состоявшимся, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, в случае, указанном в обращении, продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок начинается на следующий день после даты окончания срока подачи таких заявок. При расчете срока исключайте день, указанный как отсчетная точка — конкретная дата или момент совершения действия либо наступления события, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Считайте срок начиная со следующего рабочего дня (ст. 191 ГК РФ).

При этом срок, исчисляемый рабочими днями, должен быть продлен на весь рабочий день (ст. 190 ГК РФ).

Отмена запроса котировок: условия и правовые последствия

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках) показывает стремление законодателя к балансу как публичных (экономия бюджетных средств), так и частных (развитие конкуренции) интересов. Однако механизм реализации этих интересов не всегда позволяет их обеспечить, в первую очередь на нормативном уровне.

Правоотношения в сфере государственного и муниципального заказа в настоящее время являются весьма проблемными. Практика госзакупок требует тщательного анализа ситуаций, не нашедших нормативную регламентацию, учитывая достаточно жесткую ответственность за нарушения требований законодательства о госзакупках.

Несмотря на то что в это законодательство периодически вносятся изменения и в повестке дня парламентариев всегда лежит пакет законопроектов по корректировке отдельных его норм <1>, на практике зачастую отдельные вопросы приходится решать исходя из общего смысла и направленности гражданского законодательства.

<1> Последние весьма существенные корректировки изменения (дополнения) в законодательство о госзакупках были приняты, в частности, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

К таким ситуациям можно отнести регулирование запроса котировок, который является одной из форм закупок, хотя более простой по процедуре, но достаточно сложной в силу «пробелов» регулирования.

Следует проанализировать законодательство о госзакупках для определения сущности запроса котировок и выявления некоторых проблемных мест в его реализации на практике.

Закон о госзакупках воспринял общие положения об обязательствах в части установления правил определения его назначения как процедуры государственного (муниципального) заказа, допуская его размещение либо путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, либо без проведения торгов путем запроса котировок (ст. 10 Закона о госзакупках).

Запрос котировок хотя и является одним из случаев размещения заказа без проведения торгов, однако процедура проведения регламентируется нормами Закона о госзакупках. Таким образом, законодательство предусматривает отдельные положения о форме и порядке проведения запроса котировок.

Запрос котировок по некоторым параметрам отвечает признакам открытых торгов: информация о проведении запроса котировок в соответствии с Законом о госзакупках размещается на интернет-сайте и обращена к неопределенному кругу лиц.

Впрочем, открытые торги — это торги, аукционы, о которых широко оповещаются желающие в них участвовать и на которые свободно допускаются участники.

Запрос — обращение потенциального покупателя, приобретателя товаров и услуг к их изготовителям и продавцам с просьбой сделать предложение о продаже. Запрос считается предварительным заказом на товары и услуги.

Процедура запроса в гражданском законодательстве определяется как оферта, но со стороны заказчика. Действия участников запроса котировок в данном случае предполагают акцепт на предложение заказчика, что означает замену сторон преддоговорных отношений и обратный порядок их действий. В зарубежной практике запрос считается вызовом на оферту, предложением заключить договор купли-продажи. При этом запрос, содержащий обязательство купить товар, равносилен заказу .

Заказ — это предложение покупателя, потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Заказ в широком смысле означает отношения из поставки товаров, работ или услуг и не определяет, в чьей компетенции находится инициатива вступления в договор. Другими словами, субъекты отношений из заказа при конкретных обстоятельствах могут выступить как заказчиками, так и поставщиками.

Заказ должен содержать сведения о запрашиваемых товарах и услугах (количество, свойства), сроках его выполнения, виде и величине оплаты. Заказ обычно оформляется документально и считается принятым, если он подтвержден лицом, которому направлен, адресован (такое подтверждение называют акцептом).

Необходимо обратить внимание также на круг лиц, которые могут быть признаны участниками размещения заказа. К таковым относятся любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта (ст. 8 Закона о госзакупках).

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Размещение контракта предполагает его заключение (подписание) с таким лицом.

В отсутствие необходимой практики, которая, безусловно, должна быть обобщена, в деятельности заказчиков большую роль играют руководящие разъяснения уполномоченных органов. Есть необходимые и достаточно четкие разъяснения (инструктивные письма), в первую очередь Минэкономразвития России (см. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» ) по отдельным вопросам правоприменения.

Например, в отношении п. п. 6 — 8 ст. 46 Закона о госзакупках, регламентирующих действия заказчика в случае, если представлена только одна котировочная заявка или не подана ни одна котировочная заявка, профильный департамент Минэкономразвития России определяет, что при несоответствии поданных заявок установленным требованиям в извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан заключить госконтракт с тем участником, заявка которого соответствует условиям извещения (см. Письмо Минэкономразвития России от 30 сентября 2008 г. N Д05-4145. Официально не опубликовано).

Подобных разъяснений много.

Значимой является и практика управлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ).

Несмотря на простоту сущности правоотношений по процедурам запроса котировок и разъяснительную работу со стороны компетентных органов, возникает ряд проблем, связанных с регламентацией отдельных действий заказчика.

Следует проанализировать возможные спорные моменты размещения запроса котировок.

Заказчик формирует содержание котировочного запроса в соответствии с требованиями Закона о госзакупках. Согласно ст. 43 Закона запрос должен содержать: сведения о наименовании заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии); источник финансирования заказа; форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа; место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг; сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д.

На практике возможна ситуация, когда есть необходимость корректировки запроса, информация о котором размещена в установленном порядке.

Следует оговориться, что Закон о госзакупках оставляет без регулирования вопрос об устранении ошибок в характеристике запрашиваемого товара <2>, право на уточнение которого также не нашло отражение в нормах Закона.

<2> В Законе о госзакупках не регулируется ситуация, при которой заказчиком допущена техническая ошибка в наименовании (характеристике) поставляемого товара.

Судебные инстанции, в частности кассационные (арбитражные суды округов ФАС России), анализируя ст. 43 Закона о госзакупках в части содержания котировочного запроса, приходят к выводу об отсутствии у заказчика обязанности указывать в запросе характеристики работ или услуг, за исключением характеристик поставляемых товаров (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 марта 2008 г. по делу N А11-2075/2007-К2-22/141).

Подобные же выводы поддерживает в своих решениях и Высший Арбитражный Суд РФ (например, Определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 15326/07 по делу N А03-15441/06-10).

Таким образом, вопрос об указании в запросе котировок характеристики работ или услуг законодатель отдал на усмотрение заказчика, тогда как характеристика поставляемого товара имеет существенное значение.

Следует, однако, учесть, что п. 2 ст. 45 Закона о госзакупках определяет возможность указывать в запросе товарные знаки с учетом сопровождения словами «или эквивалент».

При этом содержание запроса может обозначать конкретные наименования товаров, если такие требования не влекут ограничение числа участников размещения заказа.

Нарушения Закона о госзакупках в данном случае не будет, если только заказчик в запросе не дал указания на эквивалент товара (продукции).

Необходимо также учитывать, что внесение изменений может быть продиктовано потребностью устранить возможные нарушения в ходе размещения запроса котировок.

В результате размещения запроса не может быть осуществлено предложение не только запрашиваемого товара, но также его эквивалента.

Таким образом, запрос котировок фактически может не состояться, так как наименование товара, содержащееся в запросе, может отсутствовать. Котировочные заявки, поданные даже на эквивалент запрашиваемого товара, не будут соответствовать его фактическим характеристикам.

Следует также отметить, что наличие в документах о размещении заказа существенных недостатков (например, извещение о проведении запроса котировок не содержит форму котировочной заявки, указание на место доставки и срок оплаты товаров, а указание на товарные знаки не сопровождается словами «или эквивалент») является нарушением законодательства о госзакупках <3>.

<3> Решения Приморского УФАС России от 19 июля 2007 г. N 65-3, Приморского УФАС России от 7 ноября 2007 г. N 99-3 и УФАС по Новосибирской области от 25 октября 2007 г. N 174.

Между тем однозначного мнения относительно возможности отмены запроса котировок заказчиком в практике нет.

Закон о госзакупках допускает отмену запроса котировок по инициативе компетентных органов (управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), суда) <4>. При этом речь идет о выдаче заказчику уполномоченным на осуществление контроля органом предписания об аннулировании торгов (п. 9 ст. 17 Закона о госзакупках). Аннулирование заказа определяется как его отмена . (Очевидно, что подобные действия со стороны заказчика означают признание недействительными заключенного ранее соглашения, принятых обязательств, а в случае проведения запроса котировок — отмену процедуры заказа.) Инициатива в таких действиях, как и их осуществление, принадлежит контролирующему органу.

<4> Обжалование действий до размещения заказа позволяет также уполномоченному органу отменить запрос котировок. При этом Закон о госзакупках в качестве возможных действий уполномоченного органа по удовлетворению жалобы определяет аннулирование запроса котировок в соответствии с п. 9 ст. 17 Закона о госзакупках.

В свою очередь, например, представители Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, разъясняя положения Закона о госзакупках, полагают, что в соответствии с положением Закона о госзакупках отмена процедуры запроса котировок не предусмотрена (см. Письмо Минэкономразвития России от 6 октября 2008 г. N Д05-4234. Официально не опубликовано).

При формулировании такой позиции департамент руководствовался лишь буквальным содержанием нормативного акта, который прямо (текстуально) не определяет такое полномочие заказчика.

Несмотря на то что Законом о госзакупках не предусмотрена подобная процедура, следует все же руководствоваться общими принципами гражданского законодательства, позволяющими в отсутствие прямого запрета осуществлять действия, продиктованные фактическими правоотношениями, диспозитивной направленностью гражданского закона, разумно и добросовестно, в пределах гражданских прав, что предполагает использование его общего смысла и начал.

Поэтому в данной ситуации заказчик не может быть связан исключительно положениями (в которых данная ситуация не урегулирована) Закона о госзакупках, что позволяет вопрос об отмене запроса котировок в конкретной ситуации решить положительно.

Более того, возможность отмены запроса котировок признают и территориальные управления ФАС, рассматривая дела по жалобам участников запроса котировок. Как указывается в одном из решений, нарушения, допущенные заказчиком в размещенном на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок цен N 11 на оказание услуг по поставке электроэнергии для уличного освещения, устранены путем отмены извещения о проведении запроса котировок цен (см. Решение Тюменского УФАС России N 50-01 по делу N 50 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов. Официально не опубликовано).

При этом действия заказчика связаны не только с техническим несоответствием, но и с несоответствием номеров извещения о проведении запроса котировок и приложений к нему, противоречиями в сроках оплаты и порядке определения цены контракта и т.д., что является нарушением норм Закона о госзакупках (п. 5 ст. 43, п. 12 ст. 9) и основанием для осуществления уполномоченным органом действий, направленных на пресечение правонарушения и применение к заказчику мер административной ответственности.

Следовательно, у государственных (муниципальных) заказчиков в таких случаях возникает фактически обязанность провести отмену запроса, что направлено на надлежащее исполнение норм Закона о госзакупках и не влечет нарушение прав третьих лиц, в первую очередь участников запроса котировок.

Попробуем раскрыть порядок действий заказчика в случае потребности отмены объявленного запроса.

Решение об отмене запроса может быть принято только в пределах срока, установленного заказчиком для приема котировочных заявок.

Решение об отмене запроса котировок означает отказ от приема котировочных заявок. Поэтому заявки, поданные после принятия решения об отмене запроса, но в пределах срока их предъявления, не подлежат принятию заказчиком.

Котировочная комиссия в этом случае технически закрепляет решение об отмене запроса и отказе от приема заявок в протоколе.

При отмене запроса котировок по инициативе заказчика последствий, связанных с нарушением норм Закона о госзакупках, возникнуть не должно, за исключением тех, которые связаны с фактом отмены (указание в протоколе на интернет-сайте об отмене запроса и причинах отмены). Фактически такие действия заказчика означают надлежащее уведомление лиц, направивших к моменту отмены котировочные заявки, о результатах запроса котировок.

В случае самостоятельных действий заказчика по устранению нарушений законодательства о госзакупках у контролирующих органов отсутствуют основания для выдачи предписаний в порядке п. 6 ст. 60 Закона о госзакупках с требованием об устранении нарушений.

Интересен вопрос о последствиях отмены запроса, связанных в первую очередь с возможным обжалованием действий заказчика.

Обжалование проведения процедуры размещения заказа путем запроса возможно как до (определение условий запроса) <5>, так и после проведения запроса (действия (бездействие) заказчика) .

<5> Несомненна эффективность обжалования процедуры котировок до рассмотрения котировочных заявок. Для таких случаев Законом о госзакупках предусмотрен также внесудебный порядок обжалования.

При этом законодательство позволяет обжаловать действия заказчика (уполномоченного органа) не только лицом, подавшим котировочную заявку, а любым заинтересованным лицом (п. 2 ст. 57 Закона о госзакупках) <6>.

<6> Как правило, срок обжалования в таком случае не может превышать 10 дней с момента осуществления со стороны заказчика действий, имеющих, по мнению участников (иных заинтересованных лиц), нарушения действующего законодательства.

Однако эта норма не так однозначно может быть использована на практике. Дело в том, что, хотя запрос котировок, в отличие от конкурса и аукциона (ст. ст. 447, 448 ГК РФ), Законом о госзакупках не отнесен к форме приобретения товаров (работ, услуг) на торгах, к некоторым условиям запроса все же применимы нормы о публичных процедурах заключения договора.

Публичный характер носят действия заказчика, связанные с размещением запроса котировок на официальном сайте.

Следует согласиться с мнением специалиста, что число лиц имеющих право обжаловать действия заказчика, выходит «за пределы» участников размещения заказа. Системный анализ и содержание норм Закона о госзакупках в качестве претендента на участие, например, в конкурсе определяет как «заинтересованное лицо», что также указывает на элементы публичности в отношениях заказчика с третьими лицами .

Вместе с тем обжаловать какие-либо действия заказчика вправе только лицо, которое не только ознакомилось с документацией в электронном виде, но и обратилось к заказчику с намерениями участвовать в размещении заказа (обращение за разъяснениями условий запроса, представление котировочной заявки).

Следовательно, недостаточно лишь только нормативных предписаний Закона о госзакупках, необходимы конклюдентные <7> действия со стороны соответствующего лица.

<7> Конклюдентные действия — в данном случае такие действия, при совершении которых явно можно сделать вывод о соответствующих намерениях лица в последующем выступить стороной соответствующего госконтракта.

Таким образом, если лицо ознакомилось с документацией в электронном виде и, не известив о своих притязаниях заказчика, уполномоченный орган, сразу обращается в контролирующие органы или суд, то оно не может быть признано участником запроса котировок. Поэтому возможная жалоба может быть рассмотрена по существу (ст. 57 Закона о госзакупках), если заявитель является надлежащим лицом <8>.

<8> В противном случае действия такого лица по обжалованию следует квалифицировать как злоупотребление правом.

Основания для удовлетворения возможных жалоб со стороны участников запроса возможны только при наличии доказанности факта нарушения заказчиком или котировочной комиссией положений Закона о госзакупках и существенности нарушений.

Предписание может быть выдано в результате действий (бездействия) заказчика, которыми были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа (п. 9 ст. 17 Закона о госзакупках).

В соответствии с п. 3.35 Административного регламента (Приказ ФАС России от 14 ноября 2007 г. N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (см.: БНА ФОИВ, 2008, N 6)). ФАС России (территориальный орган) вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.

В свою очередь, КоАП РФ не содержит в нормах, посвященных конкретным составам правонарушений, указания на действия заказчика, связанные с отменой запроса котировок, как представляющие диспозиции составов правонарушений в сфере госзакупок (см.: ст. ст. 7.29 — 7.31). В их содержательной части ведется речь о нарушениях, связанных с выбором форм и порядка размещения госзаказа. Нарушением здесь является только отклонение котировочных заявок по основаниям, которые не предусмотрены в Законе о госзакупках, в частности п. 3 ст. 47 (несоответствие котировочных заявок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; превышение предложенной в котировочных заявках цены товаров, работ, услуг максимальной цены, указанной в извещении о проведении запроса котировок).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

отмена запроса котировок по инициативе заказчика допускается, если она направлена на устранение нарушений при его размещении;

действия по отмене запроса котировок, проведенные в рамках Закона о госзакупках, не влекут последствий, связанных с нарушением законодательства о госзакупках;

административным законодательством (КоАП РФ) не предусмотрены составы правонарушений, охватывающие объективную сторону действий заказчика (котировочной комиссии) по отмене запроса котировок.

Учитывая острую потребность в надлежащем регулировании отношений в сфере государственного (муниципального) заказа, было бы полезно обеспечить опережающее «нормотворчество» Минэкономразвития России и ФАС России и материалы обобщенной практики указанных органов активно использовать для совершенствования законодательства о госзакупках.

Отмена протокола рассмотрения заявок

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

УФАС предписало заново провести рассмотрение заявок. Поэтому процедуру рассмотрения заявок нужно провести повторно, имеющиеся заявки рассмотреть повторно и составить новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Как отменить протокол запроса котировок

Чтобы отменить протокол запроса котировок, который разместили, войдите в реестр закупок. Найдите нужную закупку и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню действующей редакции протокола выберите пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Если отменяете протокол, на основании которого создавали последующие протоколы, система аннулирует всю цепочку протоколов и отобразит сообщение:

Нажмите на кнопку «Продолжить». Система отобразит форму сведений об отмене протокола.

Заполните обязательные поля формы и разместите сведения. Протокол работы комиссии станет недействующим.

Каким документом заказчик может отменить протокол рассмотрения заявок

Правила контрактной системы не содержат требований на этот счет. Если контрольный орган выдал предписание отменить протокол рассмотрения заявок, оформите извещение об этом в произвольной форме. Можете использовать образец:

Извещение оформляется согласно представленной форме, которая может быть дополнена, изменена заказчиком самостоятельно

Предписание ФАС должно указывать на конкретные действия, которые вы должны совершить, чтобы устранить нарушения. Контрольному органу необходимо размещать их в ЕИС. На это указывают ч. 23 и 24 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Если не исполните предписание ФАС, оштрафуют:

  • должностное лицо — на 50 тыс. рублей;
  • юрлицо — на 500 тыс. рублей.

Если не исполните предписание повторно — грозит дисквалификация на один год. Такие меры предусматривают ч. 7 и 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *